Археологи рассказали об открытии, которое пришлось скрывать несколько лет

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
wadimkad
22.10.2017 - 08:10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.10.13
Сообщений: 5031
237
Французские археологи рассказали о поразительном открытии, которое им пришлось скрывать несколько лет. Свое молчание ученые объясняют просто: место раскопок требовалось защитить от черных копателей и праздношатающейся публики. Только сейчас археологи опубликовали первые результаты исследований и раскрыли некоторые подробности, включая место находки.

Начало этой истории положил ураган, пронесшийся над французским регионом Бретань в 1987 году. Ветер с корнем вырвал сосну на вершине Скалы Императрицы – 50-метрового утеса на окраине бретонского города Плугастель-Даулас на атлантическом побережье Франции. При осмотре повреждений, в яме, оставшейся от погибшего дерева, специалисты обнаружили интересный археологический материал.

Текст + 6 фото

Археологи рассказали об открытии, которое пришлось скрывать несколько лет
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
wadimkad
22.10.2017 - 08:11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.10.13
Сообщений: 5031
Начались раскопки, растянувшиеся на годы – утес возвышается на заросшем деревьями берегу, поэтому применение современной техники оказалось невозможным, все пришлось делать по старинке, вручную. 26 лет спустя, летом 2013 года, исследователи добрались до подножья Скалы Императрицы, где и обнаружили небольшую пещеру – что-то вроде грота, укрытия под скалой. Оттуда археологи под руководством Николя Нодино (Nicolas Naudinot) извлекли множество артефактов эпохи палеолита – кремневые наконечники стрел, каменные ножи, скребки… С 2013 года таких предметов набралось уже 4659. Все они представляют интерес для науки, но абсолютной сенсацией стали лишь 45 из них.

Речь идет об артефактах, которые археологи назвали «доисторическими гравюрами»: это 45 сланцевых табличек с изображениями животных – лошадей и зубров. Возраст «гравюр», процарапанных в мягком камне, нарисованных или подкрашенных углем, — больше 14000 лет.

В отличие от масштабных «полотен» доисторических художников на стенах таких пещер как Ласко (Франция), Альтамира (Испания) или Шульган-Таш (Россия), сланцевые гравюры из Плугастеля очень маленькие: 29 из них меньше пяти сантиметров в длину, 14 – меньше 10 см в длину, и лишь две довольно большие, почти 30 см, с прекрасно сохранившимися изображениями на обеих сторонах камня – это зеркальные «портреты» лошадей и зубров.

Археологи рассказали об открытии, которое пришлось скрывать несколько лет
 
[^]
wadimkad
22.10.2017 - 08:12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.10.13
Сообщений: 5031
«Нас совершенно поразила красота этих рисунков и удивительное мастерство художника. Детали прорисованы очень умело – на изображениях лошадей, например, легко различимы копыта, грива, стоящий рядом жеребенок… Рисунки очень живые и говорящие», — рассказал Николя Нодино французскому изданию Le Figaro.

Археологи вспоминают, как после обнаружения первых гравюр в 2013 году им пришлось отложить лопаты, чтобы случайно не повредить хрупкий сланец, и перейти на самые деликатные инструменты – скребки, садовые совочки, кисти… А также исследователи добились от региональных властей полной защиты Скалы Императрицы от посторонних.

Все эти меры замедлили процесс раскопок, но открытие того стоило. Гравюры из Плугастеля – древнейшие произведения искусства, найденные в Бретани, но их нельзя назвать открытием местного значения. Подобные изображения, особенно с учетом их возраста, чрезвычайно редки в Европе. Одно из них – голова зубра, окруженная лучами – абсолютно уникально: подобная символика прежде никогда не встречалась ученым. Однако, говоря о возрасте, археологи имеют в виду не только древность сланцевых гравюр: те же рисунки из уже упоминавшихся знаменитых пещер на пару тысячелетий старше гравюр из Плугастеля. Тут дело в периоде, к которому их относят ученые.

«Для французской и европейской археологии эти гравюры представляют огромную ценность, поскольку относятся к переходному периоду, ранее неизвестному исследователям. Это переход от фигуративного искусства мадленской культуры к гораздо более схематичному и геометрическому искусству азильской культуры», — поясняет Нодино.

Пожалуй, к пояснению ученого стоит добавить еще несколько малопонятных слов, чтобы более наглядно объяснить историческую ценность находки. Одно из таких слов – Аллерёд, или Аллерёдское потепление, климатический период по классификации Блитта-Сернандера. Примерно 14500 лет назад климат Европы стал теплым и влажным, а после Аллерёда на континенте снова похолодало. Даже в наше время мы ощущаем последствия глобального потепления, но в доисторические эпохи вместе со сменой климата менялось всё, включая социальную организацию людей и такую тонкую материю как искусство.

До сих пор считалось, что Аллерёдское потепление положило конец мадленской культуре с ее изысканным и очень реалистичным графическим стилем. Само название эпохи, мадленская, восходит к пещере La Madelaine на юге Франции, где в XIX веке были обнаружены прекрасные доисторические рисунки и процарапанные в камне изображения людей и животных.
В своей научной работе, опубликованной в американском издании PLOS, французские археологи приводят несколько примеров «гравюр» мадленской эпохи, помимо широко известных рисунков из пещер Ласко и Альтамира.

Археологи рассказали об открытии, которое пришлось скрывать несколько лет
 
[^]
wadimkad
22.10.2017 - 08:13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.10.13
Сообщений: 5031
Очевидно, что подобный художественный уровень, степень детализации изображений и их реалистичность предполагают не только талант, но и наличие весьма продвинутых навыков обработки камня и владения инструментами. По мнению ученых, это может говорить о том, что гравюры и рисунки выполнялись «профессионалами», которые получили свои умения не по счастливой случайности, а, вероятно, проходили особое обучение.

Аллерёдское потепление и суровые перемены в образе жизни древних европейцев тоже нашли свое отражение в искусстве. На смену мадленской пришла так называемая азильская культура, зародившаяся в Европе около 14000 лет назад. По мнению французских ученых, «одним из элементов быстрой социальной перестройки стал отказ от натуралистичных и фигуративных изображений на предметах и стенах пещер в пользу абстрактных орнаментов на небольших камнях».

В азильскую эпоху изображения людей и животных исчезают, им на смену приходят «малые формы» и геометрические абстрактные рисунки. Этот момент считается ключевым в хронологии палеолита, и он затрагивает не только изобразительное искусство. Исследователи связывают смену стиля с утратой необходимых навыков, упрощением орудий труда, «растворением высоких мадленских стандартов работы с камнем». Это особенно заметно в искусстве поздней азильской культуры – речь идет не о художественных предпочтениях, мол, реализм был лучше абстракции, а о технологиях работы с камнем и костью: фактор, который можно оценить объективно. В целом же это говорит о серьезных изменениях в жизни людей азильской эпохи и о трудностях, с которыми им приходилось сталкиваться, чтобы выжить в новом климате и новых ландшафтах.

В этом контексте слова археолога Николя Нодино о «переходном периоде, ранее неизвестном исследователям» обретают смысл: датировка гравюр из Плугастеля относит их к азильской культуре (14000-14500 лет назад, Аллерёд уже наступил), тогда как стиль изображений – к мадленской.
Ученые предложили свое объяснение полученным данным: «мадленские» навыки работы с камнем, требовавшие предварительной подготовки, деградировали быстрее, чем распространенная в мадленскую эпоху реалистичная стилистика изображений. Аллерёдское потепление «убило» профессионалов от искусства и выработанную ими символику, но это произошло не сразу.

Однако до сих пор ничто не указывало на то, что переход был длительным и постепенным – возможно, признают ученые, это связано с недостаточным количеством находок нужного периода. Сланцевые гравюры из грота под Скалой Императрицы – фактически первое доказательство существования переходного этапа: «агония» искусства и технологий мадленской культуры длилась дольше, чем было принято считать.

Датировку найденных в Плугастеле предметов, во избежание сомнений, ученые определили и подтвердили разными способами. Почва в этом регионе Франции отличается повышенной кислотностью, так что органические материалы сохраняются крайне плохо. Археологи привыкли иметь дело в основном с каменными артефактами и обладают необходимыми навыками и оборудованием для их изучения. В данном случае ученые проанализировали способ обработки каменных орудий, найденных рядом с гравюрами. Несколько характерных признаков говорят о том, что они были изготовлены в эпоху ранней азильской культуры.

Этот вывод подтверждает и радиоуглеродное датирование: три образца указали на климатические периоды Бёллинг и Аллерёд/Бёллинг – оба относятся к эпохе глобального потепления, наступившего в 12000-12500 годах до нашей эры.

Изображения на сланцевых гравюрах, однако, имеют все признаки «мадленской школы». Тема лошадей и зубров очень характерна для палеолита. Одинокая лошадь с гравюры 741 (сторона А, фото представлено выше по тексту) выдает любовь художника к деталям и способность их передать: например, фактура шерсти и даже объемы животного воссозданы с помощью мелкой штриховки по всему корпусу, тогда как грива изображена штрихами иной длины. Еще интереснее обратная сторона гравюры № 741: здесь изображены две взрослые особи в зеркальном отражении и, вероятно, жеребенок, спрятавшийся под животом матери.

Археологи рассказали об открытии, которое пришлось скрывать несколько лет
 
[^]
wadimkad
22.10.2017 - 08:14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.10.13
Сообщений: 5031
Все изображения цельные, хорошо прорисованные, все пропорции соблюдены, как и перспектива – это особенно заметно на парных деталях, таких как ноги и уши. Это говорит о том, что художник старался максимально отразить реальность с точки зрения наблюдателя.

Детали проработаны столь тщательно, что ученые не могли не обратить внимание на такую странность как отсутствие у лошадей глаз. Подходящего объяснения исследователи пока не нашли – на других гравюрах мадленской культуры с глазами у лошадей все в порядке.

Напомним, что в то время дикие лошади были объектом охоты, до одомашнивания было еще очень далеко. Однако изображения демонстрируют не только пищевой интерес к этим животным – лошади, как и зубры, были объектами поклонения и восхищения.

В этом плане отдельной сенсацией стала двусторонняя гравюра с изображением головы зубра, окруженной лучами.
«Гравюра с "сияющим зубром" уникальна. Такое сочетание – реалистичная фигура животного и схематичное изображение сияния, ореола, — встречается нам впервые в доисторическом искусстве Европы. Мы можем лишь предположить, что это изображение имело глубокое символическое значение», — говорит Николя Нодино.

По мнению исследователей, тщательно прорезанные в камне лучи, дополняющие голову зубра с мощными рогами, указывают на особую, даже сакральную ценность зубров для древних обитателей Бретани. Анализ неинвазивным методом рамановской спектроскопии выявил лишнее доказательство в пользу этой теории. «Сияющий бык» — не простая гравюра: древний мастер, ради усиления визуального эффекта, подкрасил процарапанные в камне контуры черным пигментом. Химический след этого пигмента и обнаружил спектрометр.

Археологи рассказали об открытии, которое пришлось скрывать несколько лет
 
[^]
wadimkad
22.10.2017 - 08:16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.10.13
Сообщений: 5031
Люди, оставившие под Скалой Императрицы тысячи каменных артефактов и восхитительные гравюры, были охотниками. Большая часть (42%) обработанных камней, найденных в гроте, — ретушированная, при этом археологи обнаружили лишь один нуклеус (камень-полуфабрикат для дальнейшего раскалывания и производства каменных орудий). Ученые сделали вывод, что в укрытие под скалой люди приходили со своими «заготовками», создавали на месте небольшие партии нужного оружия, а затем уходили, унося ценные нуклеусы с собой. Всё говорит о том, что укрытие не было предназначено для проживания, сюда наведывались на короткое время для особых целей. Вероятнее всего, здесь располагался лагерь охотников.

«Мы считаем, что грот служил временным пристанищем для небольших групп охотников, от 2 до 10 человек. В то время море находилось не в непосредственной близости от Скалы Императрицы, а в 50 километрах от нее», — говорит Николя Нодино.

Понадобился ураган и 30 лет исследований, чтобы одинокий утес на побережье Бретани начал рассказывать о своем доисторическом прошлом. Раскопки у Скалы Императрицы (кстати, названной так в честь супруги Наполеона III, если кому-то интересно) далеки от завершения – они возобновятся этим летом. Но, даже если здесь больше ничего не найдут, европейская археология уже получила богатый материал для размышления и восхищения.

Источник

Археологи рассказали об открытии, которое пришлось скрывать несколько лет
 
[^]
logograd
22.10.2017 - 08:23
52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.03.15
Сообщений: 10773
Да, это действительно офигенное открытие. Тем более что найдено вообще случайно.
Сколько же ещё подобных стоянок скрыто от нас?
 
[^]
Enot22rus
22.10.2017 - 08:25
242
Статус: Offline


Пиздобол-затейник

Регистрация: 30.12.10
Сообщений: 938
Питекантропы 14000 лет назад рисовали лучше, чем я. hz.gif
 
[^]
Oselok
22.10.2017 - 08:33
7
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 12.12.11
Сообщений: 754
Класс!!! А чернокопателей фтопку.

Отправлено с мобильного клиента YAPik+
 
[^]
Bokly
22.10.2017 - 08:33
17
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 20.02.17
Сообщений: 376
Любопытно, как определили , что голова зубра именно в лучах, а не в кустах, скажем.
 
[^]
Serg011
22.10.2017 - 08:41
24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.05.15
Сообщений: 3010
Цитата (Bokly @ 22.10.2017 - 08:33)
Любопытно, как определили , что голова зубра именно в лучах, а не в кустах, скажем.

Вот как тут. Решили, что это обломки летающей тарелки, значит собрали летающую тарелку из Бендера.


Археологи рассказали об открытии, которое пришлось скрывать несколько лет
 
[^]
ActionHarry
22.10.2017 - 08:41
3
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 11.02.15
Сообщений: 269
Какая немыслимая прорва времени, однако. Впечатлился, спасибо.
 
[^]
parapaparam
22.10.2017 - 08:42
27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.01.15
Сообщений: 1624
У нас в подъезде петикантропы какую-то хуергу нацарапали. Вот археологи через 14000 лет офигеют!!!!
 
[^]
iklamin100
22.10.2017 - 08:42
4
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 9.07.17
Сообщений: 844
Это была цивилизация.
 
[^]
ochernov
22.10.2017 - 08:45
44
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.02.12
Сообщений: 116
Вот такое в Зарайске нашли. Кто не читал, почитайте.

Археологи рассказали об открытии, которое пришлось скрывать несколько лет
 
[^]
АнтиЗа
22.10.2017 - 08:46
36
Статус: Offline


Корабляцкий советник

Регистрация: 6.06.12
Сообщений: 627

Bokly
Цитата
Любопытно, как определили , что голова зубра именно в лучах, а не в кустах, скажем.

Зубр категорически отказывался позировать и пытался съибаццо. Ему ебнули дубиной по лбу так что из глаз искры посыпались. Этот момент на рисунке.
 
[^]
schmalzigvlad
22.10.2017 - 08:50
18
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 13.04.10
Сообщений: 305
Цитата (parapaparam @ 22.10.2017 - 08:42)
У нас в подъезде петикантропы какую-то хуергу нацарапали. Вот археологи через 14000 лет офигеют!!!!

Будут гадать: как же у нас климат поменялся, если тогда лошадей с зубрами рисовали, а сейчас на стенах только хуи с пёздами...
 
[^]
dostalker
22.10.2017 - 09:01
19
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 7.08.11
Сообщений: 758
Цитата
...схематичное изображение сияния, ореола...

Ну, х.е.з. некоторые племена дикарей до сих пор быков украшают.


Археологи рассказали об открытии, которое пришлось скрывать несколько лет
 
[^]
vandereelk
22.10.2017 - 09:06
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.10.09
Сообщений: 5033
Цитата (Bokly @ 22.10.2017 - 08:33)
Любопытно, как определили , что голова зубра именно в лучах, а не в кустах, скажем.

Если он так умело нарисовал зубра, смог бы и кусты изобразить детальнее.
 
[^]
moodween
22.10.2017 - 09:13
-2
Статус: Offline


Бля Буддист

Регистрация: 4.07.14
Сообщений: 1399
Чувствую, в Институте национальной памяти Украины, всех соберут на срочную внеплановую планёрку!
 
[^]
Цитрус
22.10.2017 - 09:19
12
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 19.01.12
Сообщений: 867
Цитата (moodween @ 22.10.2017 - 09:13)
Чувствую, в Институте национальной памяти Украины, всех соберут на срочную внеплановую планёрку!

Как же вы заебали.
По теме: то есть тогда были люди, умеющие рисовать не как 3-х летние дети.
 
[^]
bumblbee
22.10.2017 - 09:20
14
Статус: Offline


Председатель исполнительного комитета

Регистрация: 22.05.11
Сообщений: 1918
Цитата (Enot22rus @ 22.10.2017 - 03:25)
Питекантропы 14000 лет назад рисовали лучше, чем я. hz.gif

Питекантропы жили 700 000 лет назад.
14 000 лет - это уже Кроманьонцы
 
[^]
Шлюз
22.10.2017 - 09:20
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.04.16
Сообщений: 3575
Цитата (Enot22rus @ 22.10.2017 - 08:25)
Питекантропы 14000 лет назад рисовали лучше, чем я. hz.gif

И еще на камне!
 
[^]
СонкХогбен
22.10.2017 - 09:23
3
Статус: Offline


Спокойный

Регистрация: 31.03.17
Сообщений: 3471
Интересно, какая это "современная техника", по мнению автора статьи, используется археологами при раскопках? Бульдозеры и эскаваторы?
 
[^]
ТAТAРИH
22.10.2017 - 09:30
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.10.16
Сообщений: 5524
автор упомянул пещеру Шульган таш, Капова пещера в Башкортостане, бывал там, размеры впечатляют
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 129938
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх