Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
23.08.2017 - 20:56
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
149
4 фото

Пожалуй, это единственный случай в отечественной летописи подводных ЧП, когда субмарина, потерпев аварию и затонув, спустя трое суток вырвалась из бездны, не потеряв при этом ни одного человека.

Как говорят в таких случаях, ничто не предвещало беды. Утром 22 августа 1957 г. подводная лодка «М-351» (проект А 615), которой командовал капитан 3-го ранга Ростислав Белозеров, покинула Балаклаву и вышла в район боевой подготовки для отработки приемов срочного погружения в разных режимах работы двигателей под водой.


Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
23.08.2017 - 20:56
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Успешно отработав три срочных погружения, экипаж приступил к выполнению четвертого. В 14 час. 05 мин. командир «малютки» дал команду: «Срочное погружение! Поднять перископ! Погружаться на глубину 7 метров с дифферентом 2 градуса на нос!» Лодка стала уходить на глубину. Внезапно, дав резкий дифферент на корму, она перестала подчиняться экипажу. Несмотря на все усилия удержать субмарину в повиновении и произвести аварийное всплытие, «М-351» спустя 6 минут, приняв почти вертикальную «стойку», затонула на глубине 83 м.

Позже выяснится, что при срочном погружении не до конца закрылась захлопка (в результате ее конструктивных недостатков) шахты подачи воздуха к дизелям, хотя сигнал на табло в центральном посту показывал ее закрытое положение, что и ввело в заблуждение командира БЧ-5 инженер-капитан-лейтенанта Мигачева, открывшего после этого клапаны вентиляции средней группы системы главного балласта. И в 6-й дизельный отсек под давлением стала быстро поступать вода, затапливая его.

Поступившая из полузатопленного 6-го отсека вода через нарушенную давлением герметичность переборки стала проникать в 7-й кормовой отсек, в результате чего там произошло возгорание в электрощите, затем начался пожар. Четверо подводников, находившихся в отсеке: матросы Пинчук, Цимбал, Фокин и старшина команды электриков старшина 2-й статьи Коданев, приступили к борьбе за живучесть отсека и собственное выживание. В конце концов им удалось обесточить электрощит, что в аварийном отсеке оказалось непростым делом.

По сути, ребят в 7-м отсеке и экипаж спас от гибели старшина 2-й статьи Максимюк, который в критические секунды мгновенно соорентировался и вручную закрыл захлопку, после чего поступление воды прекратилось. Однако внутрь прочного корпуса уже было принято около 45 т забортной воды, которая из затопленного на две трети 6-го отсека продолжала поступать в 7-й. Возникла угроза полного их затопления и гибели находившихся там людей. И командир приказал покинуть аварийный отсек, благо работала связь. Моряки включились в ИДА и пробились через затопленный 6-й отсек в 5-й, где их ждали.

Не дожидаясь, пока о них вспомнят на берегу, подводники не сидели сложа руки. Под руководством командира они делали все возможное, чтобы поскорее вырваться из подводного плена. С лодки выпустили на поверхность аварийный буй. Пытаясь выровнять дифферент, все моряки перешли в первый отсек, туда же снесли различные тяжелые предметы, опустошили кормовую дифферентную цистерну. Однако это не помогло сдвинуть с места глубоко увязшую кормой в грунт лодку. Не удалось пустить в ход и главный осушительный насос, расположенный в центральном посту, чтобы откачать воду из кормовых отсеков. Чтобы помочь водоотливному насосу, весь личный состав, встав цепочкой, стал подручными средствами черпать воду в корме и передавать ее в трюм 1-го отсека, где она мало-помалу откачивалась за борт. Но для этого приходилось поднимать воду вручную на высоту 40-50 м (напомним, что лодка «зависла» в положении около 45 градусов). Так, в изнурительной работе, прошли у подводников первые сутки подводного плена, начались вторые.

Пропустив через свои руки около 12 т воды, экипаж окончательно лишился сил, но желаемого результата не достиг. Зато концентрация углекислого газа в отсеках увеличилась до 3%. Подводникам не хватало воздуха. К тому же люди стали замерзать: температура внутри прочного корпуса составила 7 градусов (как и за бортом на 80-метровой глубине). А водолазного белья, как и легководолазных резиновых комбинезонов, на борту не оказалось. Так что в случае необходимости самостоятельно покидать затонувшую субмарину для многих подводников, не имеющих индивидуальных спасательных средств, было неосуществимо. А значит, они были обречены на гибель. Для поднятия морального духа на лодке были организованы выпуск боевых листков и запись на увольнение в город, когда лодка вернется в базу. Офицерами велась разъяснительная работа сложившейся ситуации. От моряков ничего не скрывали. За исключением того, что шансов на спасение почти нет...

Через час после того, как «М-351» не вышла на связь в условленное время, в район ее последнего погружения по тревоге были высланы аварийно-спасательные силы флота. Однако аварийный буй с «малютки» спасатели обнаружили только около полуночи. Командир ПЛ Белозеров едва успел доложить командованию о ЧП и ситуации на борту, как связь прервалась... И потянулись мучительно медленные минуты и часы в ожидании помощи в мрачных холодных отсеках мертвой субмарины, где воздуха оставалось все меньше и меньше. По расчетам, средств регенерации (кислорода) на борту оставалось на 70 часов. Провизии — на двое суток.

Только спустя почти сутки, днем 23 августа, начались спасательные работы, общее руководство которыми осуществлял командующий Черноморским флотом адмирал Касатонов. Подать сразу в лодку свежий воздух не получилось. Со второй попытки со спасательного судна удалось подсоединить шланги вентиляции и трубопровод подачи на «М-351» воздуха высокого давления.

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
SESHOK
23.08.2017 - 20:57
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
О ЧП с «М-351» доложили министру обороны СССР маршалу Георгию Жукову. Он приказал сделать все возможное для спасения подводников и подъема лодки. В противном случае, как пригрозил маршал командующему ЧФ, тот будет предан суду военного трибунала. Надо сказать, что, встав у руля военного ведомства, легендарный маршал не очень жаловал флот, тем более что поводов для этого моряки сами давали немало.

Экс-главком Чернавин писал: «Положение на флоте было непростым. По-прежнему неблагополучно обстояло дело с дисциплиной, давало о себе знать распространенное тогда в вооруженных силах пьянство, с аварийностью хватало неприятностей. На Таллинском рейде была протаранена подлодка «малютка» («М-200», погибла вместе с экипажем в ноябре 1956 г. во многом из-за не профессионализма и головотяпства спасателей. ). Затем затонул баркас, доставлявший на берег увольнявшихся». Была свежа в памяти и еще одна рана: в октябре 1955 г. на рейде Севастополя взорвался и затонул линкор «Новороссийск» (погибло более 600 человек).

На место аварии «М-351» прибыл начальник Главного штаба ВМФ адмирал Фокин, а через двое суток его сменил сам главком ВМФ СССР Горшков. Ситуация была напряженная и довольно нервозная.

Спустя двое суток, днем 24 августа, спасателям удалось установить телефонную связь с лодкой, это несколько разрядило обстановку внутри затонувшей субмарины. Через торпедные аппараты на борт ПЛ водолазами были переданы теплое белье, изолирующие дыхательные аппараты, гидрокомбинезоны, комплекты регенеративного вещества, медикаменты, продукты, горячее какао, вино и др. необходимые вещи. Между тем время шло, а вызволить экипаж «М-351» из западни все никак не получалось: на верху у спасателей случались то одни, то другие неувязки. А тут еще погода испортилась, заштормило.


Советская подводная лодка М-296 проекта А615 в качестве памятника в Одессе под обозначением М-305.


Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
SESHOK
23.08.2017 - 20:57
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325175
Завершающая
Отсюда


25 августа за носовой подъемный рым «малютки» был заведен буксирный трос. В 16 час. 30 мин. была сделана первая попытка сдернуть «М-351» с места, однако лодка прочно сидела кормой в грунте. А затем трос лопнул. Правда, дифферент субмарины удалось уменьшить с 61 до 37 гр., что позволило морякам приступить к осушению кормовых отсеков.

В ночь на 26 августа, несмотря на риск, спасатели тремя буксирами стали пытаться выдернуть субмарину из ила. Но она ни в какую не хотела сходить с места. Подводники со своей стороны помогали как могли. Наконец лодка нехотя сдвинулась и пошла вверх. Экипаж «М-351» навсегда запомнил дату своего второго рождения: 2 час. 30 мин. 26 августа 1957 г. Именно столько показывали часы, когда аварийная субмарина под гул стравливаемого воздуха высокого давления выскочила на поверхность. Более трех суток (84,5 час.) подводного плена для экипажа «М-351» закончились. Подводники выстояли и победили.

7 января 1958 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О награждении орденами и медалями личного состава ВМФ". За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом самоотверженность, мужество и инициативу были награждены водолазы: орденом Красной Звезды - 5 офицеров и мичманов, медалью «За боевые заслуги» - 5 мичманов и старшин. Особенно отличившихся подводников "М-351", мужественно и самоотверженно боровшихся за живучесть лодки в течение 3,5 суток, наградить «забыли», посчитав их виновниками аварийного происшествия.

Корма и винты проекта

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
NoName11
23.08.2017 - 21:01
17
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.06.13
Сообщений: 235
Главное живые
 
[^]
Paralon4eg
23.08.2017 - 21:07
5
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 10.10.13
Сообщений: 563
спасибо, познавательно
 
[^]
sssaaaqqq
23.08.2017 - 21:17
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.05.13
Сообщений: 1691
За подводников , всегда Ура , одна из самых опасных военных профессий . beer.gif
 
[^]
vantofree
23.08.2017 - 21:19
30
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 8.11.14
Сообщений: 159
Интереснейшая история об удачном спасении нашей подводной лодки у Балаклавы.
7.08.2017 - 22:25 http://www.yaplakal.com/forum7/topic1641156.html
 
[^]
prikerx
23.08.2017 - 21:19
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 9.11.12
Сообщений: 12
Тема уже была на япе.
 
[^]
kuper77
24.08.2017 - 00:06
11
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 16.06.09
Сообщений: 307
Цитата (vantofree @ 23.08.2017 - 21:19)
Интереснейшая история об удачном спасении нашей подводной лодки у Балаклавы.
7.08.2017 - 22:25 http://www.yaplakal.com/forum7/topic1641156.html

О, а я ту тему не видел. cool.gif Про моего деда там есть - командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга Владимир Куприянов.
 
[^]
ТовСидоров
24.08.2017 - 01:55
6
Статус: Offline


Зав. каф. теоретического животноёбства

Регистрация: 17.03.17
Сообщений: 1115
Цитата (vantofree @ 23.08.2017 - 21:19)
Интереснейшая история об удачном спасении нашей подводной лодки у Балаклавы.
7.08.2017 - 22:25  http://www.yaplakal.com/forum7/topic1641156.html

Категорически, при всем уважении к SESHOK, хочу отметить, что у ув. BigCap нет таких нестыковок, как:
Цитата
приняв почти вертикальную «стойку», затонула на глубине 83 м.

Цитата
напомним, что лодка «зависла» в положении около 45 градусов

Цитата
Правда, дифферент субмарины удалось уменьшить с 61 до 37 гр.
 
[^]
Crespo
24.08.2017 - 02:30
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 1.07.14
Сообщений: 151
Сразу вспомнилась песня Чернецкого:

Кому то все таки не удалось всплыть, вспомним и помянем настоящих мужчин.

Это сообщение отредактировал Crespo - 24.08.2017 - 02:32
 
[^]
dima19799791
24.08.2017 - 09:44
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.07.16
Сообщений: 1122
"Особенно отличившихся подводников "М-351", мужественно и самоотверженно боровшихся за живучесть лодки в течение 3,5 суток, наградить «забыли», посчитав их виновниками аварийного происшествия."

а вот это благодаря пидору хрущу, награды должны были получить все!

Это сообщение отредактировал dima19799791 - 24.08.2017 - 09:45
 
[^]
MiKra
24.08.2017 - 12:54
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 4287
послевоенные дизельные подлодки
Подводные лодки проекта 611 — серия советских подводных лодок (по классификации НАТО — класс Zulu)
1948 1950

Это сообщение отредактировал MiKra - 24.08.2017 - 12:56

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
MiKra
24.08.2017 - 12:57
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 4287
Подво́дные ло́дки прое́кта 613

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
MiKra
24.08.2017 - 12:57
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 4287
Подво́дные ло́дки прое́кта 613 (по классификации НАТО Whiskey — Виски)

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
MiKra
24.08.2017 - 12:58
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 4287
Подводные лодки проекта 615 (А615) — серия советских малых подводных лодок (Quebec по классификации НАТО),

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
MiKra
24.08.2017 - 12:58
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 4287
Подводные лодки проекта 615 (А615)

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
MiKra
24.08.2017 - 12:59
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 4287
Подводные лодки проекта 617 - с парогазовой турбинной установкой, собранной из германских механизмов

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
MiKra
24.08.2017 - 12:59
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 4287
Подводные лодки проекта 617

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
MiKra
24.08.2017 - 12:59
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 4287
Подводные лодки проекта 633 (Ромео по классификации НАТО)

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
MiKra
24.08.2017 - 13:00
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 4287
Подводные лодки проекта 633

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
MiKra
24.08.2017 - 13:00
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 4287
Подводные лодки проекта 641Б — серия советских дизель-электрических подводных лодок (Tango по классификации НАТО).

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
MiKra
24.08.2017 - 13:01
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 4287
Подводные лодки проекта 641Б

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
MiKra
24.08.2017 - 13:01
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.05.16
Сообщений: 4287
Подводные лодки проекта 877 Па́лтус - серия советских и российских подводных лодок, построенных в 1982—2000 годах

Чрезвычайное происшествие с подводной лодкой М-351 22-26 августа 1957 года
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 38490
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх