58
Итак, парни,
изложу свои мысли по поводу выбора вела,
скажу сразу, что я не проектирую их, и не продаю,
всего лишь 6 летний опыт многодневных, многокилометровых велопоходов,
излагаю личный опыт, не претендую на истину в последней инстанции
Для начала попробую сделать небольшой обзор велов:
1 шоссеры
Обычно покупают люди, уже твёрдо знающие, зачем они это делают, если у вас нет этого опыта, подумайте ещё раз
(+) можно разогнаться до скоростей 60-90км/ч
(-) на наших дорогах колёса/трубки могут лететь «тока в путь»
2 циклокросс
Модификация рамы, позволяющая ставить более широкую резину/более широкие обода
Избавлен от некоторых недостатков шоссера, более практичен
Надо отметить специфическую посадку «воронкой кверху», она не всем подходит, например остеохондрозникам – никак
3 стриты
(Велы с мощной рамой, передним амортом и низко опущенным сиденьем)
В основном катает школота и близкие к этому возрасту, рекомендуется для любителей попрыгать по лестницам и прочим препятствиям в городе
4 горники (харды)
Основная масса велов, с огромным разнообразием видов и подвидов
В городе обычно на них колхозят полные крылья (не всем нравится ездить с мокрой/грязной жопой и спиной), ставят багажник и прочее по мере надобности
5 прогулочные
Сюда можно отнести и дедушку Урал и нынешние гламурные велы с корзинкой
6 фэт
Джип среди велов, на любителя
(+) едет, по целине высотой до 15-20 см снега, «просто по лесу» в любом направлении, гораздо более устойчив на спусках и вообще на любой поверхности
(-) как правило, тяжелее обычного вела (можно сделать фэт весом 10-11 кг, но бюджет будет 80-200 тыс. руб.)
Не нравится дрищам (по причине – не едет), для смелых одиночек, покорителей лесов и зим
7 двухсосис (двухподвес)
Различаются длиной хода аморта
- длинноходовик - для парней с отсутствующим инстинктом самосохранения
затаскивается на горку всей командой,
когда он летит вниз, главное усидеть на нём, получится - дадут мЯдаль,
не получится - в больницу с травмами разной степени тяжести
- среднеходовики - менее лютый вариант,
если у вас ноги как "галифе", вы сможете перемещаться по горизонтальной поверхности
- короткоходовики - ответ маркетологов на стремление "мягкожопых" выглядеть понтово и иметь при этом "комфорт"
В принципе, по нашему асфальту, ход 100-120мм – самое то
Обзор количества скоростей:
7-8 стоит трещотка, относится к нижнему ценовому сегменту, низкая «наработка на отказ»
9 скоростные – основная масса велов, из маркетоголических веяний, постепенно вытесняется с рынка
10 скоростные – имеют более «длинные передачи» (авто термин), в сравнении с 9-й
Для авто этот термин означает, что вы можете ехать с большим диапазоном скоростей, на одной и той же передаче.
Размер колёс
Школьный курс геометрии подсказывает нам, что за один оборот колесо большего диаметра проедет дальше по поверхности, именно под этим флагом, нынешние маркетологи впаривают народу велы с колёсами диаметром 27,5 и 29 дюймов
(+) действительно едет быстрее по ровным поверхностям, факт
(-) чел, маленького роста, выглядит на найнере как собака на заборе
Найнер имеет чуть большую инерцию, чуть тяжелее в горку,
желание лететь на найнере с горки по каменистой неровной поверхности можно точно передать девизом: «Слабоумие и Отвага»
именно поэтому сейчас много говорят и сделают в ближайшее время резину 3.0 для найнеров, остальные различия не столь критичны и многое зависит от "прокладки между рулём и сиденьем"
Об амортах и вилках
Если вы увидели слово «эластомерка» в описании своей вилки, не обижайтесь, это её макет. Она не работает, как должна работать вилка, замёрзнет колом при -5С
Тем не менее, её ставят на все бюджетные велы
Вилки требуют обслуживания в виде смены масла раз год, не реже (лучше осенью, перед зимним сезоном). При всесезонном катании, стараюсь по снегу, вообще сменить вилку на жесткую, не раз видел стокдаун на вилках и плачущие Фоксы в -20С
Чем выше класс вилки и аморта, тем шире диапазон настроек под себя и под поверхность катания и тем лучше эти настройки работают.
Вообще, рекомендую вилку перебрать сразу после покупки, особенно RS
Тормоза
Клещевые – отлично тормозят, не раз вставал вертикально с велом на переднее колесо, как клоун в цирке, при аварийном экстренном торможении. Со стороны наверно прикольно, для ездока – не очень
Дисковые тормоза (гидравлика и механика) – для торможения достаточно 1-го пальца, работают даже если на колесе 8-ка, меньше зависимы от влаги и грязи.
Бюджетные тормозные диски имеют обыкновение скрипеть, даже сухими.
Для всесезонного катания, рекомендуется ДОТ, а не минеральное масло.
Об уровне обвески, просто приведу таблицу № 1, в принципе с ней согласен.
Геометрия рам и выбор вела
Что такое геометрия рам, не знает никто, кроме десятка проектировщиков-буржуинов.
Всё встреченные мной на форумах измышления – ложь, пи..ешь и провокация
Примерная таблица ростовок (таблица №2)
Кроме этой таблицы есть ещё такой параметр как ЕТТ (эффективная длина верхней трубы). Чем больше ЕТТ, тем более вытянутая рама, тем более она предназначена для гонок/езды по более-менее ровным поверхностям, на дальняк.
Поверьте, с коротким ЕТТ (когда руль в районе яиц) ехать 100-150км не очень удобно.
О бюджете и снобизме
Знаю пару-тройку парней, которые гоняют сотни километров за один присест на «ашанах» (вел низшего уровня ценой 5-7 тыс. руб.), чувствуют себя при этом прекрасно и никому не завидуют. Но это всё-таки не от хорошей жизни. Они постепенно меняют обвеску на более высокую.
Отличие уровней в принципе состоит в «наработке на отказ».
Аливио – раз в сезон
Деоре требует переборки раз в год, полтора
СЛХ – более-менее сбалансированная система
ХТ – можно только мыть годами и ничего не делать
ХТР – для спортсменов, снобов и дрищей, ломаются т.к. карбон, завышена цена
О людях с большим весом
В принципе такие люди не прыгают стрит и не катают ДХ
Им подойдут практически любой вел.
На что нужно обратить внимание
Характеристика ободов (вес, конструкция)
- лайт 300-400гр. производитель рекомендует для нагрузки не более 80 кг, по факту, аккуратно до 100 кг
-двойные или ~600г для туризма (баул до 120л) или большинство весов
-двойные или до 700г спецдисциплины, любой вес
Вижу часто дядечку под 15-170кг (реально огромный колобок) – катает на фэте, доволен
вроде не забыл ничего...