На самом деле, всё мрачно. Мы уже это как-то обсуждали.
СКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Одно из гениальных творений, нетленный шедевр поэтического мастерства — сказка «Муха-Цокотуха». Начинается сказка с классического волшебства — случайной находки крупной суммы денег. Цокотуха делает нужное приобретение — Самовар, вещь практичная, в хозяйстве пригодится.
Для успешного понимания адаптивной функции сказки в процессе психического развития ребенка, образы и персонажи следует понимать как репрезентаты психических структур и импульсов. С этой точки зрения Самовар, один из наиболее значимых образов у Чуковского, обозначает внутрипсихический конструкт регулирующий распределение объектной и нарциссической (экстра- и интравертной, ред.) энергетики.
Муха тут же приглашает гостей — обмыть удачную покупку. Собирается, в современной терминологии, молодежная тусовка. Проясняется коммуникативный аспект самовара — он нужен как средство общения, повод собраться, встретиться, себя показать, на других посмотреть. Муха оказывается в центре внимания. Тут же выясняется, что у Цокотухи — именины, попросту говоря День рождения. Вот истинная причина торжества. Становится понятным смысл волшебства — подарок к празднику.
Однако, это не просто подарок, а именно волшебство. Волшебный подарок — реализация желаний самой Мухи, поэтому вроде бы и нет дарителя. Получается, что День рождения не простой, ежегодный, а какой-то особенный — волшебный, когда сбываются заветные мечты и который бывает не часто, а раз в жизни. Речь идет об инициации — взрослении, когда человек, простите, Муха вступает во взрослую жизнь.
Закончено половое созревание, из девочки она превращается в девушку. Последующее развитие сюжета — это психологическая драма периода взросления, со всеми жизненными коллизиями и перипетиями, свойственными этому возрасту.
Праздник продолжается, следуют ритуальные подарки — сапожки (подчеркивают изящную форму ноги, символ женского влияния на мужчину), мед (молоко пчел; надо заметить, что дарит его бабушка пчела). Гости, букашки-таракашки танцуют, выпивают, слушают музыку. Кажется, ничто не нарушает беззаботного веселья, но…
Вдруг какой-то старичок
Паучок,
Нашу Муху в уголок
Поволок…
Все уже порядком захмелели. Музыка. Танцы. Кто-то хватает именинницу и тащит в угол… Оказывается, старичок:
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
Однако из дальнейшего повествования становится ясным, что он преследует какую-то иную цель и не собирается убивать Цокотуху, по крайней мере, в ближайшее время:
Руки-ноги он Мухе веревками крутит…
Старичок-паучок хочет связать ее, лишить сопротивления, которое Муха и так не оказывает. Кроме физического связывания подразумевается связывание психологическое, душевное («связан по рукам и ногам»).
Интересны уменьшительно-ласкательные суффиксы —«старичок», «паучок», какая-то скрытая нежность присутствует в этой брутальной сцене, одновременно подчеркивается возраст паучка, он явно старше всех присутствующих и подавляет их не только своим возрастом, но и некоей духовной силой, авторитетом:
И никто даже с места не сдвинется:
Пропадай- погибай,
Именинница!
Окружающие парализованы, не только страхом, они как бы становятся соучастниками, это возможно только в том случае, если каждый в душе разделяет правомочность притязаний старикана. Он властно берет то, что принадлежит ему по праву, берет свое. Попробуем разобраться, кем приходится Паучок Мухе. Известны следующие факты:
1) это мужской персонаж, значительно старше большинства присутствующих;
2) его не было среди приглашенных, тем не менее, он на празднике;
3) Муха испытывает к нему нежные чувства и привязанность;
4) Муха ограничена в своем протесте в отношении Паучка;
5) это человек, чей авторитет и власть над Мухой признают все присутствующие.
Все пункты указывают на то, что Паучок — не случайный человек. Отмеченным критериям соответствуют либо отец, либо дед героини. Фигура отца представляется более уместной.
А злодей то не шутит,
Руки-ноги он Мухе веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает…
Сердце рассматривается и как источник чувств, в том числе и любовных. Вообще-то у пауков нет зубов, тем более острых, возможно это фаллическая (агрессивная) символика. Вероятной представляется сцена вербальной агрессии — Родитель агрессивной, злой речью ранит сердце (любовные, нежные чувства) дочери. Еще раз следует заметить, что речь идет не о сценах реальной жизни, а о фантазийных конструктах, отражающих эдипальную констелляцию (constellation — созвездие, англ., то же и в переносном смысле, ред.)
Муха криком кричит
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется…
Заметим, что Муха-Цокотуха только кричит, но не делает попытки вырваться. Ухмылка злодея говорит о садистическом компоненте его наслаждения.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик
Понятно, что «фонарик» это сигнал, отражающий готовность к эмоциональному реагированию, пламя страсти, огонь желаний, символ сексуальной активности. Комарик, (опять уменьшительный суффикс «ик») в отличие от Паука наделен пронзающим инструментом. Столкновение Комарика и Паука — есть противостояние новой и прежней привязанностей. Это конфликт в душе Мухи.
Однако на наш взгляд самое важное слово в этом четверостишии — «вдруг». Это семантико-грамматический оператор сюжетного переключения. Благодаря специфичной фонетике «вдруг» локально фокусирует внимание слушателя. Известный современный специалист по знаковым системам Т. А. ван Дейк называет подобные маркеры смены темы — макроконнекторами, их функция двуедина — «связать» и одновременно «разъединить» текст.
«Мойдодыр» тоже триллер!!!
Это сообщение отредактировал МихаилЬ - 15.03.2019 - 12:14