25 февраля 1946 года родился Жан Тодт, Президент Международной автомобильной федерации (FIA), главный спортивный директор команды Ferrari Формулы-1 с 1993 по 2007 годы.
Жан начинал карьеру гонщика на отцовском Mini Cooper, поучаствовал в ралли и быстро понял, что его прирожденный организаторский талант лучше применять в черной магии штурманства.
В конце концов, оттрубив штурманом несколько лет и набравшись опыта, Тодт победил в чемпионате WRC в составе команды Talbot с Ги Фрекеленом. А в 1982 году ушел из гонок и стал директором по автоспорту компании Peugeot. Рождался безумный класс Group B, и Тодт взялся за создание самого легендарного раллийного автомобиля всех времен — 400-сильного 205 T16, который победил в чемпионатах 1985 и 1986 годов. Когда эра Group B закончилась вместе с гибелью Хенри Тойвонена, Тодт начал подыскивать что-нибудь достаточно просторное для Т16. Так началась серия побед Peugeot в ралли Париж–Дакар. На 205 Т16 Ари Ватанен победил в 1987 году, Юха Канккунен — в 1988, а потом на 405 Т16 снова Ватанен в 1989 и 1990 годах. Эти победы перемежались подъемами на Пайкс-Пик в Колорадо.
Несмотря на все успехи, цели Peugeot изменились, в 1990 году компания вышла из ралли и сконцентрировалась на самом желанном призе для французской компании — Ле-Мане. Что ответил Тодт? Через два года в июне 1992-го его команда впервые победила в суточном марафоне, а в 1993-м взяла три первых места.
После чего Тодт попытался уговорить тогдашнего главу Peugeot Жака Кальве принять участие в “Формуле-1”. “Я пытался убедить их, что Ф-1 будет хорошим шагом вперед, но Жак отказался дать мне шанс. В августе 1992 года я познакомился с Лукой ди Монтедземоло, а поскольку в Peugeot сложилась такая ситуация, то я чувствовал себя свободным от обязательств. Поэтому я ушел из Peugeot в 11 вечера 30 июня, а следующим утром вышел на работу в Ferrari”.
Типично сдержанное описание самого, наверное, серьезного решения в его жизни. Вздыбленный жеребец в начале 90-х хромал. “Все говорили мне, что больше двух лет я не продержусь, — рассказывает Тодт. — Было тяжело, я приходил в восемь утра, а уходил в одиннадцать вечера. Наш главный конструктор Джон Барнард был в Англии, и наш аэродинамический туннель покрылся слоем пыли. Команда Джона не доверяла Маранелло. Иногда я и правда думал, что меня уволят... «Что это за француз, который пришел руководить, а сам в «Формуле» не бум-бум?» — спрашивали они”.
Тодт просто засучил рукава и взялся за работу. Он начал собирать свою команду, и первым в нее вошел Михаэль Шумахер, только что закончивший чемпионат 1995 года с Benetton. Талант Шумахера был очевиден, но прессинг в Ferrari был сильный. “Люди хотели результатов, но в «Формуле» чудес не бывает, — говорит Тодт. — Для перестройки команды требуется время. Помню, на тестах в начале 1996 года Михаэль сказал: «Все просто: если ты уйдешь, уйду и я». Это много значило, и мы вписали в контракт пункт, что если я уйду, то с него снимаются все обязательства”.
В конце 1996 – начале 1997 года в “Скудерию” пришли Росс Браун и Рори Бирн. Они оба сыграли фундаментальную роль в успехе Шумахера в Benetton: эти люди заложили основу самой успешной команды в истории “Формулы-1”. “Мы могли выиграть чемпионаты 1997 и 1998 годов, — рассуждает Тодт, — а в 1999-м у Михаэля была авария. К счастью, мы были чемпионами в 2000, 2001, 2002, 2003 и 2004-м…” Полный список? Четыре победы в WRC, одна в Пайкс-Пик, четыре в Париж–Дакар, две в Ле-Мане — в том числе три первых места — и тринадцать чемпионатов мира “Формулы-1” с 98 победами в гонках.
В 2004 году Тодта назначили главой отделения дорожных машин Ferrari, но он остался и директором команды. В 2006 году, когда Шумахер объявил об отставке, Тодт начал готовить себе замену — Стефано Доменикали. У Жана в планах был очередной проект. Наконец, в 2008 году он в последний раз вышел из ворот Маранелло, чтобы баллотироваться на пост президента FIA. Естественно, долго ждать не пришлось. В октябре 2009 года Тодт был избран на должность президента FIA — неоплачиваемую, кстати. И теперь сидит в отделанном деревом кабинете в Париже, а у его ног — весь мир автоспорта. Но даже после того, как взлетел так высоко, Тодт не останавливается.
из сети