Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
УрусШайтанъ
13.11.2019 - 15:38
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
146
Сражение при Мидуэе стало первой крупной победой флота США во Второй мировой и одновременно — самым чёрным днём американских торпедоносцев. Из 51 боеспособной машины в результате остались лишь две. Что произошло тогда — в нашей статье.

11 фото + текст via

Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
УрусШайтанъ
13.11.2019 - 15:38
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Комар с кувалдой

Как говорил наполеоновский генерал Антуан де Лассаль: «Гусар, который не убит в 30 лет, не гусар, а дерьмо!». Гусарами морской авиации времён Второй мировой стали экипажи торпедоносцев.

С одной стороны, их самолёты несли самое грозное оружие — лишь торпеды тогда могли с одного-двух попаданий если не потопить, то как минимум вывести из строя тяжёлый корабль. С другой, они были наиболее уязвимы в бою.

Японский торпедоносец «Накадзима» B6N «Тэнзан» прорывается к цели через зенитный огонь

Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
 
[^]
УрусШайтанъ
13.11.2019 - 15:39
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Выходя на цель, торпедоносец вынужден был двигаться на низкой скорости, малой высоте и предельно предсказуемым прямым курсом, что делало эти самолёты идеальной мишенью и для истребителей, и для зениток. В случае США всё это усугублялось ещё и отсталостью техники.

Американские авиаторпеды Mark XIII были слишком «нежными».

Их можно было сбрасывать с высоты не более 15 метров и на скорости не более 200 км/ч. Для сравнения, у японских торпед обр. 91 эти показатели составляли 100 метров и 480 км/ч соответственно. Впрочем, тогдашние американские торпедоносцы «Девастейтор» с «рыбой» под пузом всё равно больше ста узлов могли набрать только в пикировании.

На момент появления в 1935 году это были очень продвинутые машины — первые цельнометаллические торпедоносцы-монопланы в мире. Но прогресс в авиации шёл такими бешеными темпами, что к началу 1940-х эти красивые самолёты со старомодной гофрированной обшивкой плоскостей безнадёжно устарели.

Даже без торпед «Дуглас» TBD-1 «Девастейтор» мог разогнаться максимум до 330 км/ч

Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
 
[^]
УрусШайтанъ
13.11.2019 - 15:40
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
8-я торпедоносная

Американцы всё это прекрасно осознавали. Накануне сражения при Мидуэе командир 8-й торпедоносной эскадрильи авианосца «Хорнет» капитан 3-го ранга Джон Уолдрон раздал пилотам памятки, оканчивавшиеся словами: «И если в воздухе останется хоть один самолёт, я хочу, чтобы он держал курс и добился попадания».

Как в воду глядел!

Именно 15 «девастейторов» этой эскадрильи первыми из американских палубников обнаружили японское соединение. Пикировщики и истребители из их авиагруппы где-то заблудились, так что торпедоносцам пришлось идти в атаку в гордом одиночестве. А встречали их 26 «Зеро». Результат был немножко предсказуем.

Уолдрон собрал самолёты в плотный оборонительный строй — в надежде на 15 спаренных 7,62-мм пулемётов, которые он выбил у начальства вместо одиночных, чтобы хоть как-то повысить шансы своих устаревших машин. Но для серьёзного противостояния скоростным и манёвренным истребителям их оказалось явно недостаточно.

На километр к ближайшему авианосцу «Сорю» смогли прорваться лишь три «девастейтора». А на дистанцию сброса вышел всего один, с уже мёртвым стрелком-радистом в кокпите. Пилот этой машины выполнил приказ своего командира и успел сбросить торпеду. Через несколько секунд он тоже был сбит. Добиться попадания ему не удалось.

«Гибель торпедоносца», уничтожение 8-й торпедоносной эскадрильи на картине Джона Гамильтона

Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
 
[^]
УрусШайтанъ
13.11.2019 - 15:41
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
6-я торпедоносная

Ещё одной странностью американских торпед была их несуразная дальность, достигнутая за счёт низкой скорости — всего 33,5 узла. Столько же, сколько у тогдашних авианосцев и крейсеров, не говоря уж об эсминцах. Так что даже тяжёлые корабли были в состоянии от них если не убежать, то без особых проблем увернуться.

Единственным вариантом результативной атаки была тактика «молота и наковальни». Когда две группы торпедоносцев одновременно атакуют с правой и левой скулы корабля. Так что, уворачиваясь от торпед одной группы, он неизбежно подставит борт другой. Или получит обе, если сохранит начальный курс.

Именно этот приём пытались провести 14 «девастейторов» 6-й торпедоносной эскадрильи с авианосца «Энтерпрайз», появившиеся над «полем боя» спустя считанные минуты после гибели коллег с «Хорнета». Разделившись на две группы, они попытались взять в клещи ближайший к ним авианосец «Кага».

Они тоже шли без истребительного прикрытия, но поначалу им повезло. В воздухе в тот момент находились уже 30 «Зеро», но бо́льшая их часть находилась в нескольких километрах — рядом с «Сорю». К тому же многие уже расстреляли куцый боекомплект своих 20-мм пушек.

К цели прорвалось уже «целых» пять торпедоносцев из 14.

Но японцы к тому времени успели нарастить количество истребителей до 39. Зашедшим с разных курсов двум маленьким группам «девастейторов» не дали шанса провести синхронную атаку, и «Кага» спокойно увернулся от разделённых по времени «залпов». Стоило это десяти сбитых торпедоносцев, ещё один был вынужден сесть на воду.

«Девастейторы» 6-й торпедоносной эскадрильи перед вылетом на палубе авианосца «Энтерпрайз». 4 июня 1942 года

Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
 
[^]
УрусШайтанъ
13.11.2019 - 15:42
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
3-я торпедоносная

В тот момент, когда не отягощённые больше торпедами остатки 6-й торпедоносной пытались сделать ноги, к японскому соединению уже направлялась третья за час группа «девастейторов». Это была 3-я торпедоносная эскадрилья с «Йорктауна». И она была единственной, что шла в атаку не в гордом одиночестве.

«Даже если останется только один» — картина из коллекции Национального музея авиации

Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
 
[^]
УрусШайтанъ
13.11.2019 - 15:42
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Четырьмя километрами выше летели пикировщики, но главное — там были ещё и истребители. «Основные силы» из четырёх «уайлдкэтов» на высоте две тысячи метров, и ещё два — в виде непосредственного охранения торпедоносцев. Планировалось тоже четыре, но в последний момент перед взлётом численность и так скромного эскорта была урезана.

Японское соединение в тот момент прикрывали 39 «Зеро» — три из них сели для пополнения боекомплекта, но взамен подняли сразу шесть свежих. Сорок два «Мицубиси» A6M2 против шести перетяжелённых «Грумман» F4F-4 — результат, казалось бы, опять был «немножко предсказуем».

Однако на этот раз безответного избиения не получилось.

Четвёрка командира 3-й истребительной эскадрильи капитана 3-го ранга Джона Тача не только оттянула на себя половину «Зеро», но и ухитрилась сбить четыре из них ценой потери одного своего. Пара из охранения тоже не подкачала и отправила на дно ещё три. Двенадцать «девастейторов» 3-й торпедоносной получили шанс.

Однако намеченная цель — скорее всего, «Сорю» — удачным манёвром ушла из-под удара, и командир эскадрильи решил атаковать другую. Эти лишние километры стоили потери половины машин. Синхронной атаки опять не получилось, и теперь уже «Хирю» увернулся от двух разрозненных торпедных «залпов». Из всей эскадрильи уцелело лишь две машины, но и им пришлось садиться на воду.

Завершающий этап «плетёнки Тача» — тактического приёма, позволившего одноимённому командиру и его группе уцелеть в бою с многократно превосходящим противником. Автор картины — Гарет Хектор

Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
 
[^]
УрусШайтанъ
13.11.2019 - 15:43
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Торпедоносцы с Мидуэя

Логично предположить, что столь чудовищные потери были вызваны несовершенством устаревших «девастейторов». Однако первыми американскими самолётами, атаковавшими японцев в тот день, были совсем другие торпедоносцы.

За два с лишним часа до палубников к японскому соединению вышли шесть новейших ударных самолётов «Авенджер». Эти крепкие скоростные машины были гораздо лучше вооружены и, кроме того, несли хоть и те же торпеды Mark XIII, но с увеличенными, благодаря нехитрой модификации, высотой и скоростью сброса.

Шестёрка «Грумман» TBF-1 «Авенджер» при Мидуэе. «Выжил только один», автор картины — Крэйг Кадера

Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
 
[^]
УрусШайтанъ
13.11.2019 - 15:44
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Однако их встретили 28 «Зеро», и лишь один изрешечённый «Авенджер» смог дотянуть до первого подвернувшегося корабля — тяжёлого крейсера «Тикума» — и сбросить торпеду. От гибели самолёт спасло лишь то, что японские истребители были вынуждены переключиться на новых гостей.

Это были ещё более мощные, уже двухмоторные армейские скоростные бомбардировщики «Мародёр», модифицированные для несения торпед. Но быстро выяснилось, что в ситуации, когда на каждого приходится по восемь «Зеро», и скорость, и пять пулемётов, включая три калибра 12,7-мм, помогают слабо.

Тем не менее, двум повреждённым машинам удалось прорваться к авианосцу «Акаги» и сбросить торпеды, от которых огромный корабль последовательно увернулся. К счастью для них, японские истребители получили команду не преследовать уже не представляющие опасности бомбардировщики, а готовиться к приёму следующих гостей.

Армейский средний бомбардировщик «Мартин» B-26-MA «Мародёр» в торпедоносной конфигурации

Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
 
[^]
УрусШайтанъ
13.11.2019 - 15:44
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Итоги

Всего в атаках на японское авианосное соединение в тот день участвовал 51 американский торпедоносец. Прорваться к целям и сбросить торпеды удалось лишь 14 из них.

И ни одного попадания.

Долго было принято считать, что главным их вкладом в победу в этом сражении было то, что они «опустили» японские истребители практически на уровень моря, тем самым дав возможность пикировщикам беспрепятственно вынести авианосцы. Однако это вряд ли соответствует действительности.

В случае своевременного обнаружения американских пикировщиков, «Зеро» со своей скороподъёмностью почти километр в минуту без проблем успели бы их перехватить. Но вот как раз со своевременным обнаружением у японцев оказалось очень плохо. А ещё хуже — с организацией и управлением истребительным прикрытием.

Основной заслугой торпедоносцев стало то, что в течение критически важного часа они заставляли японские корабли непрерывно маневрировать, мешая тем самым механикам в ангарах перевооружать ударные самолёты. А также вынуждая непрерывно поднимать, а главное — сажать, всё новые истребители, то есть держать лётные палубы «чистыми».

В результате японцы так и не смогли поднять ударные группы до роковой атаки «донтлессов».

Уклоняющийся на полной скорости от бомб авианосец «Хирю»

Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
 
[^]
УрусШайтанъ
13.11.2019 - 15:45
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Потери

Торпедоносцы заплатили за это очень дорого. Из 41 «девастейтора» 35 были сбиты, ещё три сели на воду, а из трёх вернувшихся один был сразу списан. Итого потери составили 95 процентов техники. Погибли 68 лётчиков — 83 процента, — не считая раненых. Шестерых сбитых удалось найти и спасти, включая единственного выжившего из 8-й торпедоносной.

Но так повезло далеко не всем.

Трёх американских лётчиков, включая пилота торпедоносца с «Йорктауна», подобрали японцы. После короткого «форсированного» допроса всем троим раскроили головы пожарным топором и выкинули за борт. Маленький штрих к распространённому заблуждению, что японский флот был «цивилизованней» их армии.

Пилоты 8-й торпедоносной эскадрильи на палубе «Хорнета». Через два часа в живых останется лишь один из них

Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
 
[^]
УрусШайтанъ
13.11.2019 - 15:45
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Из десяти «авенджеров» и «мародёров», что взлетели с Мидуэя, потери «железа» составили все 100 процентов — семь машин было сбито, три дотянувших до атолла ушли в ремонт. Потери лётного состава — 30 погибших (65 процентов) и пятеро раненых.

К полудню 4 июня 1942 года в строю оставались лишь два «девастейтора». Их экипажи рвались в бой отомстить за товарищей. Спустя два дня им предоставили такую возможность, отправив с группой, летевшей на перехват последних жертв Мидуэя — двух японских крейсеров, — но уже с чётким приказом «не приближаться к вражеским кораблям, если с них будет вести огонь хоть одна зенитка».

Конец
 
[^]
ЯнисЯнисов
13.11.2019 - 15:51
33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.02.14
Сообщений: 1550
Воевать над морем-океаном жутко. Даже в случае удачного приводнения шансов остаться в живых мало. Очень смелые люди эти летчики.
 
[^]
Borovenko
13.11.2019 - 15:54
15
Статус: Offline


Реконкиста

Регистрация: 20.05.19
Сообщений: 7877
У пендов по теме фильм есть, по мне недурственный и снят хорошо, для 76 года
https://www.kinopoisk.ru/film/9959/
 
[^]
AndrewSha
13.11.2019 - 15:56 [ показать ]
-16
CharlieHarpe
13.11.2019 - 16:00
32
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 18.01.17
Сообщений: 740
Цитата
В результате японцы так и не смогли поднять ударные группы до роковой атаки «донтлессов».


с 7:00 до 10:00 на авианосцы вышли восемь волн ударных машин по 10-30 самолетов - пять с острова Мидуэй и три с авианосцев. Американцы несли тяжелые потери от атак истребителей противника, но похвастаться успехом пока не могли. В 10:20 на японских авианосцах, наконец, завершили перевооружение самолетов, и корабли начали разворот на ветер, чтобы поднять в воздух нагруженные ударные машины. В этот момент их обнаружил лейтенант-коммандер (капитан 3-го ранга) Кларенс Уэйд Маккласки, которому было суждено стать "рукой судьбы". Под управлением Маккласки находились две эскадрильи пикировщиков, 30 "Донтлессов" под командованием лейтенантов Эрла Галлахера и Ричарда Беста.

Маккласки повезло дважды - во-первых, он искал японские авианосцы целый час, и в 10:20 уже направлялся домой - запас топлива, отведенный на поиски, был съеден. Во-вторых, к тому моменту, когда он вышел на авианосцы, японские истребители добивали идущие на малой высоте торпедоносцы, и быстро подняться для атаки пикировщиков уже не могли.

Третьей удачей можно считать случайное распределение целей - из-за облачности пять самолетов из группы Маккласки неверно определили назначенную цель и атаковали другой авианосец, нежели тот, что определил для удара их командир и пилоты двадцати пяти остальных "бомберов". Палубы японских кораблей были заставлены полностью заправленными и вооруженными машинами, рядом с которыми лежали недавно снятые с подвесок бомбы. Даже одно попадание в этих условиях грозило быть смертельным.

Жертвами американцев стали авианосцы первой дивизии - получив несколько попаданий, "Кага" и "Акаги" превратились в горящие остовы. В то время, пока Маккласки уничтожал эти два авианосца, к месту боя подошла эскадрилья пикировщиков Макса Лесли. Эти 17 "Донтлессов" тоже должны были прийти раньше, но Лесли по пути заблудился в облачности. Выйдя из облаков, он обнаружил третий авианосец - "Сорю", также с заполненной самолетами палубой. Еще несколько попаданий - и на поверхности океана запылал третий огромный костер.

Ответный удар японцев уже ничего не решал. Две волны самолетов с "Хирю" сумели выйти на американские авианосцы, но оба раза - на одну и ту же цель, которой в итоге оказался многострадальный "Йорктаун", потопленный в итоге японской подлодкой. В ответной атаке "Хирю" получил тяжелые повреждения и был затоплен экипажем.

Потери японцев составили 4 тяжелых авианосца, тяжелый крейсер, 250 самолетов и около 2500 человек, в числе которых оказалась элита палубной авиации. Американцы потеряли тяжелый авианосец, эсминец, 150 самолетов, 307 человек. При этом значительная часть сбитых летчиков была спасена - служба поиска и спасения ВМС США была организована гораздо лучше, чем у их противников.

Потери японцев оказались невосполнимыми: с этого момента они потеряли преимущество в качестве летного состава, не имея адекватной замены. Преимущество в воздушных боях стало переходить к американцам, пока не достигло пика в 1944-45 году, когда Япония, в качестве отчаянной меры была вынуждена пойти на использование смертников - камикадзе.
 
[^]
начпо
13.11.2019 - 16:02
15
Статус: Offline


мимо проходил

Регистрация: 19.11.18
Сообщений: 5417
То есть, торпедоносцы действовали самостоятельно, без прикрытия. Чего тогда удивляться потерям?
 
[^]
tarawa
13.11.2019 - 16:03
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.10.12
Сообщений: 1015
Джордж Буш - старший в годы войны был палубным летчиком. Был тоже сбит, какое-то время провел в воде, пока его не подобрала подлодка.
 
[^]
Атскокотстенки
13.11.2019 - 16:04
25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.01.11
Сообщений: 6212
Цитата (ЯнисЯнисов @ 13.11.2019 - 15:51)
Воевать над морем-океаном жутко. Даже в случае удачного приводнения шансов остаться в живых мало. Очень смелые люди эти летчики.

В тех краях еще есть шансы остаться в живых, у наших морских летчиков шансов было намного меньше
 
[^]
ВОКЧУП76
13.11.2019 - 16:09
13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.02.14
Сообщений: 2543
Цитата (Borovenko @ 13.11.2019 - 15:54)
У пендов по теме фильм есть, по мне недурственный и снят хорошо, для 76 года
https://www.kinopoisk.ru/film/9959/

завтра 14.11.19 выходит в прокат новый фильм "Мидуэй"
 
[^]
Pretty123
13.11.2019 - 16:11
30
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 8.12.18
Сообщений: 131
А что забыли что американские пилоты на пикировщиках вполне успешно применяли фок-мачтовое бомбометание?когда на выходе из пике бомба отделялась и срикошетив от воды хуярила в борт как торпеда
ЗЫ интересно за что шпалу влепили? sm_biggrin.gif погугли хотя бы что это за прием и где его применяли,еблан тупой

Это сообщение отредактировал Pretty123 - 13.11.2019 - 16:18
 
[^]
anzubakin
13.11.2019 - 16:16
10
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 21.08.13
Сообщений: 733
скоро кино кстати выйдет, там и посмотрим на американскую версию событий

Мидуэй: чёрный день американских торпедоносцев
 
[^]
Solarvm
13.11.2019 - 16:26
23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.09.16
Сообщений: 1686

"Карать! Всех на дно!"

Торпедоносцы - отважный народ
 
[^]
Solarvm
13.11.2019 - 16:28
31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.09.16
Сообщений: 1686
Pretty123
только не "фок-мачтовое", а топ-мачтовое бомбометание.

 
[^]
Apostol81
13.11.2019 - 16:43
9
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 4.09.14
Сообщений: 501
ТС, нихера не понятно: потери огромные, ни одного корабля косоглазых не потопили, но в тоже время - Сражение при Мидуэе стало первой крупной победой флота США во Второй мировой и одновременно — самым чёрным днём американских торпедоносцев.

в чем профит то был?
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27748
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх