04. А вот это самая главная особенность проекта! Посмотрите, как они сделали ливневую канализацию. "А где тут ливневая канализация?" – спросите вы? А-ха-ха-ха, сейчас расскажу!
Итак, немного теории.
Вода – главный враз города. Ещё древние говорили: "Губит улицы не водка, губит улицы вода!" Вода разрушает любое покрытие, вода размывает дороги, является причиной ям, обвалов, развалов и прочих разъёбов. Поэтому задача любого проектировщика – максимально защититься от воды. А если защититься от воды нельзя, воду надо как можно быстрее увести.
Как это сделать?
Самый простой способ – чтобы вода ушла сама. Для этого нужен уклон. Хорошо, если у вас есть рельеф, и вода сама под действием силы тяжести проваливается в ад. Например, так отводят воду с крыш домов. Тут всё понятно.
А что делать, если рельефа нет?
Тогда воду надо куда-то собирать и дальше всё равно отводить. Самый простой способ – придорожная канава или арык, или как угодно назовите. Такое делают в деревнях или на второстепенных улицах. Такие канавы делают на трассах, чтобы вода как можно скорее уходила с дороги.
Но в центре города канавы занимают слишком много места. Кроме того, они неудобны, их сложно чистить, так как в них попадает много постороннего мусора. И тут придумали сделать ливневую канализацию!
Тут ничего необычного. Коллекторы для воды прокладывают под улицами, дальше они естественным образом вливаются в какие-нибудь подземные реки, и потом всё это добро выбрасывается в озеро или реку. Как устроен подземный мир, все знают по мультику "Черепашки-ниндзя".
Но строить ливневые коллекторы очень дорого, поэтому в России на эту мелочь забивают. В советское время строили, а сейчас практически никогда. Можете приехать в новый район и поискать решётки ливневой канализации. А-ха-ха-ха! Скорее всего, их не будет.
Но и с традиционной ливнёвкой есть проблемы.
1. Она очень дорогая.
2. В неё попадает всякий мусор вроде песка, бычков, листьев, которые со временем забивают трубы, поэтому диаметр труб должен быть большим. Кроме того, не очень круто, чтобы всякие бычки и бумажки с дождевой водой уносились в реки. Не экологично!
3. Во время ливня в ливнёвку поступает очень много воды. Чтобы не было подтопления, пропускная способность такого коллектора должна быть достаточно большой. То есть ливнёвка должна быть рассчитана на экстремальные нагрузки.
Есть ещё один вариант!
На улице, где нужно отводить воду, делают бетонные бассейны. Их засыпают гравием и землёй, а затем там высаживают специальную траву, которая любит воду. Во время дождя вода отводится не сразу в ливневую канализацию, а в эти резервуары.
В резервуарах делают водоприёмник, который расположен выше уровня земли. То есть вода в него будет поступать только в случае переполнения резервуара. Кроме того, всё говно вроде песка, окурков и листьев остаётся на дне резервуара и не попадает в водоприёмник.
Такая система теоретически справляется с обычным дождём без переполнения. Если дождь небольшой, вода просто собирается в резервуарах, а потом испаряется и поглощается растениями.
Если же ливень сильный, вода медленно уходит в коллектор по трубам.
Плюсы такой системы:
1. Красиво, вдоль дороги растёт травка.
2. Недорого, так как в такой системе можно делать трубы небольшого диаметра.
3. В коллектор не поступает мусор и песок, как в случае с обычной ливнёвкой.
И подобные решения сегодня часто можно встретить в США.