У нас просто памятник.
Паровоз-памятник ФД21-3031Настоящий номер ФД20-2222
Построен в 1941 г.
Установлен в 1987 г. в память о боевом и трудовом героизме тюменских железнодорожников в годы войны и в честь 100-летия локомотивного депо.
Паровоз ФД-3031 – паровоз-"фронтовик" в полном смысле этого слова. Появился он в депо осенью 1941 года со следами вмятин, с пробоинами котла, полуразрушенной изоляцией, весь покрытый ржавчиной и грязью. Словом, "инвалид войны", побывавший под артобстрелом и бомбежками.
Деповские слесари-ремонтники поставили "на ноги" новичка: залатали "раны", починили котел. В первую поездку до станции Вагай отправился на нем машинист А.И. Козлов.
Для "фронтовика"-3031 скомплектовали комсомольскую бригаду во главе со старшим машинистом Михаилом Николаевичем Ковязиным. Он вместе со своими молодыми помощниками проработал на нем всю войну.
Летом 1959 года на Тюменском отделении закончился век паровозов. Затерялся след первенца-"фронтовика" и, казалось бы, навсегда. В 1987 году близилась круглая дата – столетие основания Тюменского депо, и в честь юбилея кто-то из машинистов-ветеранов вспомнил "ФД", предложил разыскать его и водрузить на постамент в память о тех, кто когда-то водил поезда и коих уже, возможно, нет в живых. Поиски паровоза под упомянутым номером длились долго, однако завершились успешно. Свердловское локомотивное начальство, узнав о благой задумке коллектива Тюменского депо, с готовностью откликнулось на просьбу, и к круглой дате паровоз-герой появился в Тюмени. Самое активное участие в этом принимал Владимир Алексеевич Василенко, в то время – секретарь партийной организации цеха эксплуатации локомотивных бригад.
Настоящий номер этого паровоза ФД20-2222. В войну работал в составе ОРКП-103, в послевоенные годы - на железных дорогах Урала (Южно-Уральской, Пермской, Свердловской). В 70-80-х годах стоял на базе запаса ТЧ-Кунгур в Шумково, там же был исключен в 1986 году из инвентарного парка и установлен в Тюмени на пьедестал с "тюменским" номером.
Котел вырезан