13 марта 1986 года поселок Бяудэ Советско-Гаванского района тихо исчез с лица земли.
Почти трехтысячное на тот момент население ничего необычного не заметило. Как всегда взошло солнце, осветив флаги над штабами многочисленных базировавшихся здесь воинских частей. Так же, как и десять, и двадцать лет назад, швартовались у пирсов боевые корабли, возвратившиеся с дежурства. Хозяйки распахивали занавески и принимались кормить домочадцев завтраком. И в просторных классах трехэтажной красавицы-школы начались первые уроки. И в знаменитом местном ателье, обшивавшем всех модниц побережья, принимали первых клиентов.
Словом, все было, как всегда. Но на самом деле ничего этого уже не было. Потому что именно 13 марта 1986 года в Хабаровском краевом Совете народных депутатов родился документ, стерший красивый прибрежный поселок со всем его населением с карты Хабаровского края.
Документ этот - решение крайисполкома «Об исключении из учетных данных административно-территориального деления отдельных населенных пунктов края» от 13.06.86 г., № 170 - гласит: «В связи с переселением и выездом всех жителей из отдельных населенных пунктов, исполком Совета народных депутатов РЕШИЛ:
Исключить из учетных данных административно-территориального деления как фактически несуществующие населенные пункты по Советско-Гаванскому району:
1. Поселок Коппи, находящийся в административном подчинении г. Советская Гавань;
2. Поселок Бяудэ, находящийся в административном подчинении Майского поселкового Совета, Советско-Гаванского района»...
К поселку Коппи, о котором идет речь в первом пункте данного решения, мы вернемся, но чуть позже. Пока же речь о поселке Бяудэ.
История его начинается с 1937 года. Именно тогда командование Тихоокеанского флота приняло решение о перебазировании туда военных кораблей, инженерного батальона и прочих военно-мор-ских подразделений. А название свое Бяудэ унаследовал от древнего орочского стойбища, которое располагалось на этом самом месте с незапамятных времен. Собственной администрации в Бяудэ никогда не было, только штаб военного гарнизона. Да это было и ни к чему: совсем рядом крупный поселок энергетиков Майский; гражданская власть, одна на два поселка, находится там.
После памятного 13 марта 1986 года в Бяудэ продолжалась привычная жизнь. Не было ни поселкового схода, ни каких-либо публикаций в местной прессе. Жители не знали - не ведали, что они, оказывается, внезапно выехали в неизвестном направлении. Более того, не знало об этом и руководство района. Так, в счастливом неведении, прошло десять лет. И, наверное, прошло бы еще двадцать, если бы не случай. Учительница местной школы поехала в отпуск в Мордовию. И там ей понадобилось дать домой телеграмму. Отправившись на почту, она заполнила бланк, написала адрес и протянула телеграмму в окошечко. Почтовая служащая долго листала какой-то справочник, а потом задала странный вопрос: «А вы уверены, что это в России?».
- Конечно, уверена, - рассмеялась учительница, - я там живу уже тридцать лет!
На этот раз девушка листала справочник долго и даже ходила куда-то консультироваться. И, наконец, категорически заявила: «Такого населенного пункта в Российской Федерации, а именно в Хабаровском крае, нет». Еще месяц назад, когда учительница уезжала в отпуск, поселок Бяудэ был. Там, в Бяудэ, стоит ее дом, в котором живет ее семья. Срочно позвонив домой и убедившись, что и дом, и семья, и сам поселок на месте, она успокоилась. И решила, что девушке с почты просто попался неверный справочник. Однако вернувшись из отпуска, она рассказала коллегам о забавном происшествии. И тут выяснилось, что в подобные ситуации попадали и другие жители поселка во время пребывания в разных городах страны. Учителя позвонили в Майскую администрацию. Но там их заверили, что все в порядке, видимо, действительно неверные справочники. И все успокоились.
Но в 1999 году, когда Советско-Гаванский район готовился к очередным выборам, управляющий делами районной администрации Сергей Иванович Щепкин раскопал в городском архиве то самое решение. И огорошил главу Майской администрации Юрия Николаевича Толоконникова заявлением: «Да вашего Бяудэ уж почитай полтора десятка лет не существует!».
После этого и Толоконников, и Щепкин перерыли весь город-ской архив, послали кучу запросов в архив краевой, пытаясь добыть хоть какие-то документы, подтверждающие правомерность ликвидации и по сей день существующего поселка. Тщетно. Ничего, кроме решения, обнаружить не удалось.
Пытаясь выяснить, какова процедура ликвидации населенных пунктов, я обратилась за консультацией к и.о. управляющего делами администрации соседнего, Ванинского района Ирине Григорьевне Монастыревой. И вот что она рассказала:
- Не так давно мы готовили материалы на ликвидацию большого железнодорожного поселка, который когда-то располагался близ станции Монгохто. О том, что поселок этот существовал, помнят даже не все старожилы. В 1976 году оттуда выехал последний житель, а к началу восьмидесятых годов даже фундаменты домов рассыпались. Но на подготовку всей документации ушло более года. Во-первых, нужны официальные свидетельства выехавших из поселка людей, данные о том, куда они выехали, причем подтвердить это они должны лично. Потом свидетельства о смерти, если речь идет об умерших. Это десятки запросов в ЗАГС и паспортно-визовую службу, в земельный, архитектурный отделы и множество других ведомств. Это колоссальная работа, и она просто не может остаться незамеченной. Ликвидировать поселок росчерком пера - такого быть не может...
Как видим, очень даже может. Хотя и не должно. Ведь по закону, если в населенном пункте проживает хотя бы один человек, а сам населенный пункт пригоден для жилья, ликвидировать его нельзя. В поселке Бяудэ сегодня официально проживают полторы тысячи человек. Из них 900 - с правом избирательного голоса и более трехсот молодых людей в возрасте до 29 лет. А добротные каменные дома и административные здания послужат еще не один десяток лет.
Заместитель главы Майской администрации Наталья Алексеевна Исаева, родившаяся и выросшая в Бяудэ, только руками разводит:
- Мы четыре года пытаемся добиться ответа на элементарный вопрос: почему нас всех ликвидировали втихаря, без нашего ведома и согласия? И все без толку. Тогда мы официально обратились в краевой суд с иском о восстановлении статуса поселка. Но нам ответили, что дело оставлено без движения, и предложили объяснить, какие из наших прав и свобод нарушены. Как ответить на такой вопрос? Ведь мы же есть, мы никуда не уезжали! Но нам отвечают: «нет, не существует такого поселка!» Получается, что мы - призраки?
Не каждый день выпадает случай увидеть своими глазами обитель полутора тысяч призраков. Через пятнадцать минут мы с Исаевой уже въезжаем на территорию Бяудэ. Первым же доказательством того, что живут здесь вовсе не духи, а живые люди, служат не чистые, ровные улицы и не снующие иномарки, а развевающееся над добротным деревянным частным домом огромное полотнище флага ЛДПР. Не будучи специалистом по оккультным наукам, я почему-то твердо убеждена: никакая потусторонняя сущность не встанет под знамена Владимира Вольфовича.
Первый пункт остановки - местная школа. В учительской тема ликвидации поселка - наболевшая. Педагоги жалуются: «Мы работаем фактически в сельской школе, но ее почему-то приравняли к городу. И мы лишены всех надбавок, положенных учителям в сельской местности».
Вот вам и первое нарушение прав. В последнее время в отделе образования Советской Гавани вообще заговорили о том, что бяудинскую одиннадцатилетку надо бы ликвидировать. Пусть, дескать, ездят учиться в Майский. А, собственно говоря, почему бы и нет? Если восемнадцать лет назад росчерком пера можно было стереть с лица земли целый поселок, то уж закрыть в нем теперь школу, где учатся более сотни мальчишек и девчонок, и вовсе пустяк. На школьном крыльце нас останавливает парочка старшеклассников, вежливо представляются - Катя Гольц, Саша Андреев. И начинают горячо убежать нас в том, что и школу закрывать нельзя, и поселок, где они родились и выросли, обязательно нужно «вернуть в географию».
Путешествие по «несуществующему» поселку продолжается. Возле одного из местных магазинчиков, с очень приличным, кстати, ассортиментом, видим доску объявлений. Читаем первое попавшееся: «Продам дом и участок земли в пос. Бяудэ». Интересно, найдется ли где-нибудь нотариус, который возьмется заверить сделку о продаже недвижимости в населенном пункте, которого нет? Вот вам и еще одно нарушение прав.
Наталья Алексеевна Исаева продолжает недоумевать:
- Это же черт знает что получается! Если поселка нет, то как объяснить вот это? - Она достает из сумочки новенький паспорт. - Мы все, как и положено, обменяли паспорта, получили новые, в которых местом регистрации значится поселок Бяудэ. Выходит, и паспорта у нас неправильные?! И на последних выборах мы голосовали, а в бюллетенях было написано: поселок Бяудэ.
Со всеми документами, касающимися злополучного поселка, действительно полная неразбериха.
Еще один мой собеседник, пожилой человек в рабочей спецовке, Горбунов Николай Васильевич, с 1958 года работает в Бяудэ.
Николай Васильевич достает из кармана обычную квитанцию на оплату за электроэнергию. В графе «адрес» значится: ул. Селенгинская, д. 17, поселок... Заветы Ильича (для сведения: это километров двадцать от Бяудэ). Горбунов смеется: «Нам всем такие теперь квитанции приходят. Видимо энергетики не знают, что писать. Ведь нашего-то поселка нет, а электроэнергию мы потребляем и водой пользуемся, и отоплением».
А теперь обещанная история о поселке Коппи, ликвидированном тем же самым решением от 13 марта 1986 года.
Поселок этот для своих лесозаготовителей на берегу реки с одноименным названием построил Коппинский лесопромышленный комбинат. Причем заранее обрек свое детище на гибель, оснастив расположенный в глухой тайге населенный пункт котельной на жидком топливе. Когда дела у комбината пошли вкривь и вкось, топливо однажды не завезли. И в пятидесятиградусный мороз все имевшиеся в поселке трубы попросту разорвало. Население эвакуировали в авральном порядке и срочно обеспечивали жильем. Все это действительно было. Но... в конце девяностых годов прошлого века. А в том самом 1986 году на месте поселка Коппи едва успели заложить первые фундаменты первых домов. Выходит, что крайисполком словно бы предвидел страшную судьбу Коппи, ликвидировав еще не построенный поселок?
Зато все в том же 1986 году в Советской Гавани было принято решение о ликвидации давно обезлюдевшей таежной деревушки Иннокентьевки, расположенной в устье реки Коппи. И было документально доказано, что данный населенный пункт фактически не существует. Но об этом в решении ни слова.
И сегодня все в том же поселке Коппи, где, разумеется, никто и не думал восстанавливать отопление, как сообщил управляющий делами Советско-Гаванской администрации С.И. Щепкин, проживают сто пятьдесят человек.