Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
7.01.2019 - 19:31
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
114
В конце прошлого века на российский "микроавтобусно-грузовой небосклон" взошла звезда Газели – сначала грузовика ГАЗ-3302, а затем и фургона ГАЗ-2705. Относительно недорогие, юркие и вместительные автомобили с "животным" названием быстро прижились на наших улицах и стали неотъемлемым элементом пейзажа российских городов. А спустя пару лет после запуска семейства "газелеобразных" горьковские "генетики" вывели еще одну зверушку – на этот раз под названием Соболь. Однако из-за внешнего сходства со старшей сестрой микроавтобусы, фургоны и грузовики этого семейства надолго остались в тени Газели.

Сегодня мы попробуем восполнить этот пробел, вспомнив историю создания и развития "соболиного семейства".

40 фото via

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:31
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Непростое время

В начале девяностых годов Горьковский автозавод переживал не самые лёгкие времена. Несмотря на активный спрос на продукцию, далеко не всё у заводчан получалось так, как было задумано. Во-первых, не удался запуск в серию новой Волги ГАЗ-3105. Во-вторых, модернизированная смесь «двадцать четвёрки» и «тридцать первой» с индексом ГАЗ-31029 приносила заводу меньшую прибыль, чем грузовые автомобили. Именно поэтому в Горьком и взяли курс на выпуск коммерческой техники – лёгких грузовиков, микроавтобусов и фургонов, которые имели общую платформу и агрегатную базу.

Успех грузовой Газели лишь укрепил соображения руководства в том, что стране нужны малотоннажные автомобили для перевозки пассажиров и грузов, которые могли бы стать альтернативой не только большим грузовикам, но и легковушкам, а также пикапам. При этом на ГАЗе решили не останавливаться на «полуторке», а пошли еще дальше, а точнее – «ниже», занявшись разработкой автомобилей с меньшей колёсной базой, длиной и грузоподъемностью.

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:32
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Такая же, но на размер меньше

Располагая готовой и уже практически отработанной агрегатной базой Газели, в Горьком решили создать на её основе новый автомобиль. При всём внешнем сходстве с ГАЗ-2705 и значительной доле унификации Соболь (а именно такое название получило новое семейство) решал хоть и схожие, но немного другие задачи.

Ведь этот автомобиль был рассчитан не столько на «работу на линии», как это предстояло многострадальным «газелькам», а на более щадящую эксплуатацию в качестве служебного и даже личного автомобиля. Изначально Соболи были задуманы как более комфортабельные, экономичные и динамичные автомобили, которые по набору потребительских качеств должны были быть ближе к легковым машинам, а не к коммерческой технике.

Разработкой новой модели занялись в 1996 году — то есть, спустя пару лет после начала выпуска бортовых «газелек» и в разгар запуска производства цельнометаллических однообъемников этого же семейства. При этом — редкий случай – разработка Соболей не затянулась на долгие годы, поскольку конструкция автомобиля в целом уже была разработана и даже испытана. Требовалось лишь «урезать» кузов до требуемых размеров, сделав его немного компактнее.

Процесс занял относительно немного времени – примерно два года, за которые в Горьком сумели создать, испытать и довести до уровня товарных образцов автомобили нового семейства, состоявшего, подобно Газели, как из микроавтобусов с фургонами, так и из бортовых грузовиков.

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:32
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Благодаря тому, что колёсную базу укоротили на 140 мм по сравнению с Газелью, а задний свес заметно уменьшили, габаритная длина кузова Соболя сократилась на 660 мм, что обеспечило новой модели отличную маневренность. Полная масса при этом также снизилась на 700 кг — до 2 800 кг с «газелевских» трёх с половиной тонн. Вследствие таких массогабаритных характеристик при тех же силовых агрегатах Соболь получился значительно динамичнее любой Газели, а его плавность хода и устойчивость оказались вполне сравнимы с обычной Волгой.

Как и полагается при разработке новой модели, на ГАЗе создали полтора десятка опытных образцов, отдельные экземпляры которых в процессе испытаний «намотали» 50 000 километров, а всего суммарный пробег прототипов составил около 400 000 километров.

Не избежал будущий Соболь и различных стендовых испытаний, причем больше всего конструкторов интересовала прочность оригинальной рамы и укороченного кузова, которые в ускоренном режиме проверяли с помощью специальных гидроцилиндров, имитирующих тряску на реальной дороге.

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:32
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Путь на конвейер занял около двух лет: первые ходовые макеты были готовы в августе 1996 года, а в июне 1997-го началась подготовка мощностей и наладка производства. Для изготовления 800 оригинальных деталей Соболя потребовалось изготовить 5 500 единиц новой технологической оснастки на сумму 76 миллионов долларов.

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:33
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Даже печально известный дефолт, грянувший в августе 1998-го, не повлиял на запуск Соболя в серию, и уже в ноябре на конвейере были собраны первые серийные автомобили.

Журнал «За Рулём» уделял новой модели немало внимания и печатной площади на страницах издания в конце девяностых годов

Это сообщение отредактировал SESHOK - 7.01.2019 - 19:33

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:33
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Руководство изначально позиционировало новое семейство как «автомобили, которые предназначены для активных людей». Подразумевалось, что новинку будут использовать как в качестве комфортабельных передвижных офисов, так и эксплуатировать в качестве семейного и даже «дачного» автомобиля, а также компактного микроавтобуса для поездок выходного дня и дальних путешествий. Виделось реальным будущее этого автомобиля и в малом бизнесе, где горьковская продукция могла составить конкуренцию «бэушным» микроавтобусам.



Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:34
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Однако августовский дефолт всё же сказался на судьбе машины. Доходы физических лиц упали в разы, а предприятиям и организациям резко стало не до закупки новой техники – остаться бы на плаву! Вдобавок качество отечественных автомобилей в этот момент еще больше упало из-за того, что автозаводы приобретали самые дешевые (и, соответственно, далеко не всегда качественные) комплектующие и материалы, чтобы сохранить стоимость на привлекательном для покупателей уровне.

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:34
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
КЛЮЧЕВОЕ ОТЛИЧИЕ СОБОЛЯ ОТ ГАЗЕЛИ ЗАКЛЮЧАЛОСЬ НЕ ТОЛЬКО В РАЗМЕРАХ, НО И В ХРОНОЛОГИИ ВЫВОДА НА РЫНОК МОДИФИКАЦИЙ: ПЕРВЫМ С КОНВЕЙЕРА СОШЕЛ НЕ ГРУЗОВИК (КАК ГАЗ-3302), А МИКРОАВТОБУСЫ И ФУРГОНЫ.

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:34
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
10

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:34
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
За первый год производства в Горьком выпустили около 1 000 «Соболей», причем соотношение фургонов ГАЗ-2752 и микроавтобусов ГАЗ-22174 в гамме составляло примерно 60:40. Автомобили с высокой крышей запустили в серию первыми не просто так: максимальная унификация кузова с Газелью позволила снизить первоочередные производственные затраты и не сильно поднимать отпускную цену.

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:35
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
12

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:35
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
А уже весной 1999-го на ГАЗе начался выпуск микроавтобуса «Соболь Баргузин», который отличался от более ранних экземпляров низкой крышей. Затем в Горьком запустили мелкосерийное производство бортовых грузовиков ГАЗ-2310 и «голых» шасси для автомобилей специального назначения.


Бортовой грузовик поначалу выпускали в небольших количествах, и только в 2006-м ситуация изменилась, поскольку эту версию стали собирать на том же конвейере, что и грузовую Газель

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:35
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
В первые годы ежегодно выпускали примерно впятеро меньше Соболей, чем Газелей. К примеру, в 1999 году с конвейера ГАЗа сошли свыше 90 000 «газелек», а фургонов и микроавтобусов «соболиного» семейства за тот же период изготовили всего около 14 000 штук.

Многих потенциальных покупателей Соболи поначалу отпугивали ценой, ведь за машину с меньшей грузоподъемностью горьковчане просили почему-то больше, чем за Газель! Именно поэтому первое время Соболь оставался этакой «вещью в себе». Однако после того как в Москве ограничили въезд автомобилям грузоподъемностью свыше 1 тонны внутрь третьего транспортного кольца, интерес грузоперевозчиков к горьковским малотоннажникам оживился — ведь даже для Газели требовался спецпропуск, в то время как Соболь мог проехать везде. Ввиду возросшего спроса с 2006 года грузовая модификация ГАЗ-2310 «переехала» на одну линию конвейерной сборки с бортовой «газелькой» ГАЗ-3302.

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:36
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
В дальнейшем Соболь не только (и не столько) составил конкуренцию «сёстренкам» из газелевского семейства, но и начал теснить «головастики» и «буханки» УАЗ — тем более, что со временем в семействе Соболь появились и серийные полноприводные модификации с раздаткой, жестким передним мостом и карданными шарнирами в трансмиссии.

Именно на эти машины с большой охотой пересаживались те, кто ранее за неимением альтернативы по долгу и географии службы был вынужден довольствоваться аскетичной ульяновской продукцией.



Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:36
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Мягче, тише, быстрее

Соболь с самого начала предлагался с довольно обширной моторной гаммой. «База» — обычный восьмиклапанный двигатель ЗМЗ-4026.10 с карбюраторной системой питания, который при рабочем объеме в 2 445 «кубиков» выдавал 100 лошадиных сил. Этим простым и проверенным двигателем оснащалось значительное количество Соболей первых выпусков, но в связи с введением осенью 2005 года экологических норм Евро-2 его производство прекратили.


«Четыреста шестой» был достаточно распространённым двигателем под капотом Соболя, причем как с карбюраторной системой питания, так и с распределённым впрыском топлива

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:37
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Конструкторы «Соболя» изначально делали ставку на более современные 2,3-литровые 16-клапанные моторы с двумя распределительными валами и микропроцессорной системой зажигания, которые предлагались в двух версиях: 110-сильный карбюраторный ЗМЗ-4063 и его «продвинутая» версия с распределённым впрыском топлива ЗМЗ-4062 мощностью 145 л.с. Благодаря гидротолкателям клапанов и гидравлическому натяжителю цепи по сравнению со старыми заволжскими агрегатами эти двигатели оказались менее трудоёмкими в обслуживании, поскольку не нуждались в регулировке тепловых зазоров клапанов.

Но не бензином единым: некоторые «Соболи» на заводе комплектовались дизельным «сердцем» — 2,1-литровым 85-сильным мотором ГАЗ-560, который производился по лицензии австрийской компании Steyr. Однако покупатели не слишком жаловали экономичный дизель, поскольку агрегат с иностранными корнями требовал существенной доплаты, из-за чего такой Соболь был намного дороже машин с двигателями ЗМЗ. Зато те счастливчики, которые всё же не поскупились на импортный мотор, нередко с удивлением обнаруживали, что даже после полного износа кузова и остальных агрегатов «штайровский» дизель пребывал в прекрасной форме!


Многие автомобили ржавели практически после первой зимы, но 4-5 лет до сквозных дыр кузова всё же выдерживали

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:38
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
СОХРАНИВ «ГАЗЕЛЕВСКУЮ» КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ, КОНСТРУКТОРЫ ВСЁ ЖЕ ПЕРЕСМОТРЕЛИ ДЛЯ БОЛЕЕ ЛЕГКОГО И КОМПАКТНОГО СОБОЛЯ ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ, СДЕЛАВ ЕЁ БОЛЕЕ «СКОРОСТНОЙ» — 4,55 ВМЕСТО 5,125.

Хроника малого бизнеса

Несмотря на значительную унификацию по агрегатам и комплектующим с Газелью, отдельные узлы проектировали специально для Соболя с учетом его назначения и меньшего веса. Так, более компактная модель получила вместо кованой балки и полуэллиптических рессор оригинальную по конструкции независимую двухрычажную переднюю подвеску с газонаполненными амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Кроме того, Соболь оснастили новым рулевым управлением, а спереди установили дисковые тормоза увеличенного диаметра с однопоршневыми суппортами типа «плавающая скоба». Такие решения позволили обеспечить Соболю ходовые качества, почти сравнимые с легковыми автомобилями даже на высоких скоростях.

Меньшая грузоподъемность Соболя по сравнению с Газелью позволила конструкторам отказаться от ведущего моста под двускатные колёса в пользу односкатного, что заметно повысило комфорт обитателей задней части кузова микроавтобусов. Вдобавок односкатные колёса позволили уменьшить размер колёсных арок, что в зависимости от типа кузова положительно сказалось на вместимости пассажирского салона или грузового отсека.

«Грузовые» модификации Соболя оснащались покрышками размерностью 185/75 R16, в то время как пассажирские микроавтобусы получили низкопрофильные шины размерностью 225/60 R16, что также положительно отразилось на управляемости автомобиля на высоких скоростях. Ведь не стоит забывать о том, что междугородние поездки по шоссе для многих Соболей — не редкость, а обычное дело.

Газели суждено было проживать свой век в качестве «маршрутки» либо бортового грузовика, в то время как Соболь позиционировался производителем в качестве универсального транспортного средства для государственных предприятий, частных фирм и просто больших семей, нуждавшихся в просторном и вместительном однообъемнике. ГАЗ-2217 «Баргузин» в семиместном исполнении не только отлично подходил для перевозки небольшой группы (6-7 человек) с багажом благодаря компоновке салона и более удобным креслам, но и обеспечивал более комфортабельные условия труда водителю, который вместо кондового руля Газели вращал более симпатичную и приятную на ощупь «баранку».


Как Газель, только лучше – внутри Соболь по убранству был сравним с обычной советской легковушкой, ничем не напоминая прежних «железных» собратьев из Горького

Это сообщение отредактировал SESHOK - 7.01.2019 - 19:39

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:39
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Расположенные друг напротив друга сиденья в салоне с откидным столиком располагали к деловым переговорам и использованию автомобиля в качестве как мобильного офиса, так и транспортного средства для семейных путешествий — например, к морю. Существовала и более вместительная 11-местная версия Баргузина.

«Офис на колёсах»? В любом случае, интерьер Баргузина был достаточно удобным и даже уютным




Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
20

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
21

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Несмотря на укороченную базу и меньший задний свес, Соболь первого выпуска предлагался и в качестве полноценного микроавтобуса ГАЗ-22171 категорий М1 и М2, который отличался от Баргузина увеличенной высотой крыши (как у обычной Газели), причем в одном из вариантов комплектации семиместный салон повышенной комфортности на микроавтобусе был аналогом «баргузиновского», а во втором автомобиль вмещал до десяти пассажиров и был отличным вариантом для небольших гостиниц или туристических фирм, организовывавших небольшие экскурсии.

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:40
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Интересно, что в рамках унификации с кузовом Газели задние двери на микроавтобусах с высокой крышей были распашными, а то время как на Баргузине для доступа в багажное отделение большая дверь поднималась вверх, как на обычных минивэнах.

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
Соболь предоставлял покупателям достаточный выбор вариантов кузова, которые отличались высотой крыши, количеством пассажирских мест и объемом грузового отсека


Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
SESHOK
7.01.2019 - 19:41
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325579
ВАЖНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО «СОБОЛЕОБРАЗНЫХ» АВТОМОБИЛЕЙ — НЕБОЛЬШАЯ ПОГРУЗОЧНАЯ ВЫСОТА, КОТОРАЯ СОСТАВЛЯЛА ВСЕГО 700 ММ, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ ПОГРУЗКА И ВЫГРУЗКА БАГАЖА НЕ ТРЕБОВАЛА ЧРЕЗМЕРНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УСИЛИЙ.

Хищный брат Газели: как появился ГАЗ Соболь и в чём секрет его долголетия
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 28661
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх