«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
17.11.2018 - 20:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
76
Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь несение тяжелых надстроек и мощных артиллерийских систем.

36 фото via

Второй в мире четырехосный полноприводный грузовик ЯГ-12 революционной конструкции

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:45
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Действительно, об их военном применении сказать было бы совсем нечего, если не богатая родословная этого предприятия и… единственный уникальный автомобиль, неожиданно завоевавший лавры одного из первых в мире полноприводных четырехосных грузовиков.

Артиллерийские установки на автомобилях ЯГ-10 во время парада 7 ноября 1940 года (кинокадр)

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:46
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Решение о строительстве в Ярославле завода для сборки легких машин британской компании Crossley было принято в разгар Первой мировой войны. В 1917-м в его недостроенных цехах начали изготовлять кабины и кузова для грузовиков FIAT-15 Ter, которые собирал завод АМО, а затем перевели на ремонт грузовиков White. Когда же в Москве начался выпуск грузовичков АМО-Ф-15, в Ярославле решили создать собственный вариант, приняв за основу отремонтированный Уайт-АМО.


Первый советский тяжелый грузовой автомобиль Ярославского автозавода

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:46
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Автомобили первого поколения

Так в ноябре 1925-го появился второй советский грузовик Я-3 с 30-сильным мотором и открытой кабиной из отлакированного дуба с обивкой сидений натуральной кожей. В том же году трехтонку Я-3 приняли на вооружение Красной армии для доставки личного состава и буксировки легких пушек. На ее тяжеловесность, тихоходность, трудности управления и сильный шум при движении внимания тогда не обращали.

Трехтонный бортовой грузовик Я-3 — транспортная опора Красной армии

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:47
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Первым ярославским грузовиком, которому в конце 1920-х доверили перевозку в кузове гаубицы калибра 122 мм, стал вариант Я-4 с немецким 54-сильным двигателем и вакуумным усилителем привода задних тормозов фирмы Bosch.


Четырехтонный автомобиль Я-4 с основными немецкими агрегатами

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:47
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
На военном параде в Москве грузовики Я-4 с возимыми 122-мм гаубицами


«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:48
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
С появлением облегченной и более мощной пятитонной машины Я-5 с американским мотором Hercules в 93,5 л.с. и новой закрытой кабиной возможности применения таких грузовиков в РККА существенно расширились. В 1932-м для бронетанковых и авиационных подразделений на этом шасси создали вместительные топливозаправщики, а грузовики с обычными бортовыми платформами служили для несения 122-мм пушек.


Многоцелевой грузовой автомобиль Я-5 с американскими агрегатами

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:48
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Штатный топливозаправщик бронетанковых частей РККА на базе Я-5


«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:49
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Для инженерных войск на автомобилях Я-5 монтировали специальные кузова пониженного расположения с откидными бортами, надколесными нишами, боковыми инструментальными ящиками и продольными подножками. Их удлиненные версии на автобусном шасси Я-6 применяли для установки зенитных прожекторов и звукоулавливателей.


Специальный вариант грузовика Я-5 с пониженной грузовой платформой

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:49
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Автомобиль инженерных войск на длиннобазном автобусном шасси Я-6


«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:49
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
В 1934 году, с огромным отставанием от других подобных разработок, на укороченном шасси снятого с производства грузовика Я-5 собрали полугусеничный артиллерийский тягач ЯСП с движителями от французской машины SOMUA с передними ведущими зубчатыми колесами. Он мог буксировать прицепы и орудия массой до семи тонн, но к тому времени уже представлял собой исторический анахронизм.


Полугусеничный артиллерийский тягач ЯСП на базе Я-5 (из архива М. Соколова)

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:50
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Автомобили второго поколения

Прекращение поставок иностранных агрегатов в 1931 году заставило ярославских конструкторов вернуться к скромным отечественным ресурсам, создав второе семейство ЯГ со всеми российскими деталями.

С тех пор практически все типы грузовиков в небольших количествах служили в Красной армии, но постепенно самыми распространенными в Вооруженных силах страны стали пятитонки ЯГ-6, вобравшие в себя модификации и доработки всех своих предшественников. При сохранении общей конструкции и кабины от Я-5 они получили 73-сильный мотор ЗИС-5 и вакуумный усилитель задних тормозов. ЯГ-6 стал единственным ярославским грузовиком, выпуск которого продолжался до 1942 года.


Грузовик ЯГ-6, выпускавшийся в начальный период войны (из архива Е. Бабурина)

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:50
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Трофейные автомобили ЯГ-6 в Финляндии (из фондов Военного музея в Хельсинки)


«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:50
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
В Красной армии автомобиль применялся для перевозки различных грузов, 122-мм пушек и буксировки трехтонных прицепов. На нем монтировали простые водяные и топливные цистерны с ручными или механическими насосами, а также автодегазаторы, походные летучки типа Б, инженерные мастерские и бетономешалки.


Аэродромная цистерна на шасси ЯГ-6 при заправке бомбардировщика ТБ-3M

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:51
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Ремонтная мастерская в фургоне на грузовике ЯГ-6 (из архива Esa Muikku)


«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:51
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
На строительстве военных объектов работали самые распространенные в РККА четырехтонные самосвалы ЯС-3 с кузовом заднего опрокидывания и гидравлическим оборудованием американской компании Heil.


Самосвал ЯС-3 военного времени с деревянным кузовом на базе ЯГ-6

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:52
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
В начале 1930-х Научный автотракторный институт (НАТИ, ныне НАМИ) активно трудился над созданием перспективных более мощных и совершенных пяти- и семитонных грузовиков Я-НАТИ-7 и Я-НАТИ-8. Их оборудовали американскими бензиновыми моторами Continental мощностью 100–102 л.с., сварными рамами из стальных листов и удлиненными бортовыми платформами для перевозки воинских грузов.


Опытный пятитонный грузовик Я-НАТИ-7 с американским двигателем

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:52
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Короткобазный тягач Я-НАТИ-12Д с инженерным бортовым полуприцепом


«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:52
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Пятитонный вариант Я-НАТИ-7Д, рассчитанный на работу с прицепом, получил двухступенчатый редуктор-демультипликатор собственной конструкции, позволивший удвоить число ступеней в трансмиссии до восьми. В институте разработали также опытный короткобазный седельный тягач Я-НАТИ-12Д с одноосным 10-тонным полуприцепом-платформой, который предполагалось использовать на перевозке элементов мостовых и наплавных понтонных парков.

С переходом на новые двухосные автомобили завод приступил к освоению тяжелого трехосного грузовика ЯГ-10 с двумя задними ведущими мостами, а также победно реализовал практически невыполнимую идею создания уникального революционного четырехосного автомобиля-тягача ЯГ-12 со всеми ведущими колесами.


Первый советский тяжелый грузовик ЯГ-10 с задними ведущими колесами

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
ЯГ-10 (1931–1940 гг.)

Этот восьмитонный грузовик стал первым отечественным трехосным автомобилем повышенной проходимости с колесной формулой 6х4, на несколько лет опередившим ГАЗ-ААА и ЗИС-6. Его разработку на шасси Я-5 осуществляли инженеры из Ярославля и НАТИ, где он носил индекс Я-НАТИ-10.

Восьмитонный автомобиль ЯГ-10 на смотре новой техники в НАТИ. 1939 год


«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Специально для ЯГ-10 был зарезервирован запас двигателей Hercules мощностью 93,5 л.с. и коробок передач Brown-Lipe, которые к тому времени уже не поступали из-за океана. Его конструктивными новинками стали двухступенчатые демультипликатор и главные передачи задних мостов, балансирная подвеска на обратных (перевернутых) полуэллиптических рессорах с ходом каждого колеса до полуметра и задняя ведущая тележка, собранная по образцу и подобию американских грузовиков Moreland. Для повышения проходимости на задние двускатные колеса надевали специальные гусеничные ленты.


Испытания автомобиля ЯГ-10 на пересеченной местности

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Зимние испытания ЯГ-10 с задними плицевыми гусеничными лентами


«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:54
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Бортовые машины ЯГ-10 перевозили артиллерийские орудия с прислугой и боекомплектом, а на доработанных пробных образцах со снятыми бортами планировалось доставлять легкие танки Т-26. На этом шасси монтировали также фургоны для мощных радиостанций и топливные цистерны вместимостью до 8000 литров.


Обычный ЯГ-10, приспособленный для перевозки танков Т-26 (из архива полигона РККА)

«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:54
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
С 1933 года на грузовике с четырьмя откидными опорами устанавливали 76-мм зенитную пушку 29К с боекомплектом и боевым расчетом. Первый показ автомобильных зениток состоялся на Красной площади 1 мая следующего года. С началом войны тихоходные и полностью открытые колесные артиллерийские установки уступали гусеничной бронетехнике противника и практически все погибли в первые же месяцы боевых действий.

Грузовик ЯГ-10 с 76-мм зенитной пушкой в транспортном положении


«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
SESHOK
17.11.2018 - 20:55
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
На военном параде 1 мая 1937 года артилерийская зенитная установка 29К


«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 8428
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх