Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:08
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
247
Более четырёх десятилетий в Тольятти выпускается полноприводный автомобиль на базе Жигулей. За это время легендарная Нива сохранила привычный силуэт, но стала мощнее, тише, комфортабельнее и экономичнее – конечно, насколько это возможно с учётом неизменной платформы. Но радикальное отличие концепции ВАЗ-2121 при заимствованных от Жигулей узлах и агрегатах почти сразу же породило несколько мифов, с которыми мы и будем сегодня разбираться, отделяя реальные факты от баек, которые на протяжении прошедших десятилетий всплывали в гаражных «курилках».

27 фотографий

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:09
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Миф 1: Нива не имела аналогов в мире

Правда

Еще в то время, когда ВАЗ-2101 только-только вставал на конвейер, высшее руководство СССР в лице председателя Совета министров Алексея Косыгина поставило перед конструкторами ВАЗа, АЗЛК и Ижмаша непростую задачу — создание автомобиля повышенной проходимости, но с комфортом на уровне обычной легковушки, которым бы смогли пользоваться жители сельской глубинки. В итоге наиболее удачной разработкой признали именно ВАЗ-2121, поскольку на сравнительных испытаниях тольяттинские прототипы наголову превосходили конкурентов и по проходимости, и по уровню комфорта.

Это сообщение отредактировал rostovdon88 - 6.10.2018 - 12:10

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:10
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Даже на ранних стадиях испытаний опытные образцы приятно удивили испытателей проходимостью при практически легковом комфорте.

И на то была веская причина: в Тольятти отказались от классической рамной конструкции и полностью зависимых подвесок в пользу несущего цельнометаллического кузова, который получил практически «легковую» внешность без грубых элементов, характерных для традиционных внедорожников.

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:12
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Стараниями В. Семушкина автомобиль довольно быстро приобрел привычный облик.

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:13
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Предсерийные прототипы отличались от ВАЗ 2121 отделкой-в частности, передней и задней оптикой.

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:14
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
06

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:14
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
07

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:14
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Еще одной отличительной особенностью Нивы при максимальной унификации агрегатной базы с Жигулями стал постоянный полный привод с межосевым дифференциалом.

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:15
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
На тот момент в мире уже выпускались автомобили с подобной схемой трансмиссии — например, внедорожник Range Rover. Однако английская машина была не только больше, тяжелее и намного дороже, но и отличалась наличием рамы, в то время как ВАЗ-2121 получил несущую конструкцию кузова с интегрированными силовыми элементами. Кроме того, советский полноприводник оснастили передними дисковыми тормозами, хотя в то время на большинстве «джипов» применялись традиционные барабанные механизмы — считалось, что они лучше работают в грязи и дольше служат. Однако вазовские конструкторы понимали, что с барабанными тормозами по кругу достаточно динамичная Нива не сможет замедляться так же эффективно, как Жигули, и сохранили дисковую конструкцию спереди, оставив барабаны только на задней оси.

Таким образом, по сумме факторов (конструкция кузова, тип привода и передних тормозов) в 1977 году новая советская модель не имела серийных аналогов в мире.

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:15
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Опытно-промышленную партию из 50 ВАЗ-2121 изготовили в феврале 1976 года, но с конвейера первая серийная Нива съехала 5 апреля 1977-го

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:16
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Неожиданными были сравнительно невысокая стоимость, удавшаяся форма и оснащение нового автомобиля повышенной проходимости. То, что этой Ладе практически нет равных, показывает: русские очень внимательно анализировали автомобильный рынок и точно попали в пустующую нишу.

Из обзора австрийского журнала Austromotor (1978 год)

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:18
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
МИФ 2: Рычагами в салоне включался передний мост

Миф


Многие советские автомобилисты не были хорошо знакомы с конструкцией ВАЗ-2121, хотя технические особенности необычной машины достаточно подробно освещались (в частности, журналом За Рулём).

О том, что автомобиль имеет не одну ведущую ось, а две, знали все, а вот в нюансах схемы полноприводной трансмиссии разбирался далеко не каждый автомобилист. Поэтому многие советские владельцы Жигулей и Москвичей искренне верили в то, что одним из рычагов в салоне подключается передний мост — примерно так, как это сделано на многих классических внедорожниках с полным приводом типа «парт-тайм» (подключаемым вручную).

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:19
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
В действительности же благодаря наличию блокируемого межосевого дифференциала все четыре колеса Нивы приводились в движение трансмиссией постоянно. Такое решение позволило заодно поделить крутящий момент поровну между мостами, что вдвое снизило нагрузку на детали трансмиссии. Постоянный (а не подключаемый) полный привод положительно сказался и на устойчивости и управляемости машины, которая была довольно послушной и предсказуемой даже с учётом короткой колёсной базы.

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:19
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Лада-Нива — автомобиль в традициях Лэнд-Ровера, если даже не Рэйндж-Ровера, хотя бы по устройству трансмиссии. У неё, как у обоих британских аналогов, постоянный привод на все колеса через межосевой дифференциал.

Английский журнал Autocar and Motor (1989 год)

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:21
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Ну а рычаги в салоне заведовали понижающим рядом передач в раздаточной коробке и блокировкой межосевого дифференциала — и то, и другое можно было задействовать для повышения проходимости в особо тяжелых условиях, в то время как в обычной эксплуатации водитель полноприводной Нивы эти органы управления не трогал вовсе.



Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:22
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
МИФ 3: Нива побывала на Северном полюсе

Правда

Ниве принадлежит несколько мировых рекордов и впечатляющих достижений. В конце прошлого века Нива действительно неоднократно покорила Северный полюс: в апреле 1998-го ВАЗ-2131 сбросили на парашюте в точке пересечения оси вращения Земли с её поверхностью в Северном полушарии. После приземления на лёд машина успешно завелась и преодолела заданный маршрут, а в 1999 и 2000 годах снегоболотоход «Лада-Нива-Марш» также дважды побывал на Северном полюсе.

Это сообщение отредактировал rostovdon88 - 6.10.2018 - 12:22

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:23
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
В том же 1998 году Нива поднялась на высоту 5 200 м в базовый лагерь на гору Эверест, а в 1999-м — на 5 276 метров над уровнем моря на Тибетское плато в Гималаях!

И это еще не всё: тольяттинский внедорожник целых 12 лет прослужил на российской полярной станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде.

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:23
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
МИФ 4: Запасное колесо под капотом могло сгореть от жары

Миф


Обычно запасное колесо на советских внедорожниках навешивали сзади, как на УАЗ-469 и ЛуАЗ-969, или сбоку (ГАЗ-69).

Однако конструкторы Нивы не хотели этого делать по эстетическим соображениям — с торчащей «запаской» этот автомобиль сразу утратил бы «легковой шарм», превратившись в утилитарную машину. Из-за короткого заднего свеса достаточно большое 16-дюймовое колесо под пол багажника не помещалось, а внутри (так колесо стояло на прототипах) оно отняло бы слишком много полезного пространства. Именно поэтому «запаске» нашли место… под капотом.

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:24
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Как оказалось, благодаря продольному расположению мотора пятое колесо действительно спокойно помещалось в моторном отсеке.

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:24
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Аналогично «запаска» была расположена на Fiat-127, ЗАЗ-1102, Seat Ibiza.

Fiat-127

Это сообщение отредактировал rostovdon88 - 6.10.2018 - 12:25

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:26
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
ЗАЗ-1102

Это сообщение отредактировал rostovdon88 - 6.10.2018 - 12:27

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:27
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Seat Ibiza

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:29
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
Противники этого решения утверждали, что от высокой температуры резина неизбежно рассохнется и даже сгорит. Однако этот аргумент оказался несостоятельным, поскольку под капотом температура обычно не превышает 85-90 градусов, в то время как при движении в жаркую погоду резина может нагреться и сильнее. Впоследствии, правда, многие владельцы ВАЗ-2121 переносили запасное колесо на самодельные (или покупные) кронштейны, установленные в задней части кузова. Однако такой ход ухудшал обзорность и осложнял доступ в багажник, вынуждая переносить еще и крепление заднего номера.



Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:30
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
МИФ 5: С целью экономии топлива Ниву переделывали в заднеприводную

Правда


Из-за особенностей конструкции постоянного полного привода даже при езде по сухому и твёрдому покрытию трансмиссия Нивы выполняла много «лишней работы», вращая шестерни в переднем и заднем редукторах и межосевом дифференциале. Это приводило к повышению уровня общего шума в автомобиле и снижало ресурс трансмиссии. Кроме того, увеличивался расход топлива — несмотря на «жигулёвский» мотор, по сравнению с «классикой» Нива потребляла больше бензина и в городских условиях, и при езде по трассе.

Именно поэтому некоторые автомобилисты отключали передний привод, демонтируя передний редуктор с полуосями и даже снимая раздаточную коробку с карданным валом, что требовало и замены заднего карданного вала на укороченную деталь от Жигулей. Нива при этом становилась заднеприводной.

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
rostovdon88
6.10.2018 - 12:31
Статус: Online


Похуист

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 8647
У ВАЗ-2121 развитая трансмиссия с двумя карданными валами, парой редукторов, раздаточной коробкой и межосевым блокируемым дифференциалом. Некоторые владельцы снимали «лишние» по их мнению детали, превращая Ниву в заднеприводный автомобиль

Из-за отключения переднего привода с учётом отсутствия «раздатки» резко увеличивалась нагрузка на задний мост, на который в этом случае передавался весь крутящий момент от двигателя. Вдобавок из-за короткой базы моноприводная Нива становилась просто опасной на скользкой дороге, приобретая избыточную поворачиваемость не только в сравнении с заводским вариантом трансмиссии, но и на фоне заднеприводных Жигулей.

Экономия топлива при этом составляла максимум литр-полтора, но достигался такой эффект слишком дорого — в ущерб безопасности. Именно поэтому завод-изготовитель категорически запрещал подобное вмешательство в конструкцию автомобиля, который по задумке создателей должен был оставаться полноприводным при любых обстоятельствах.

Это сообщение отредактировал rostovdon88 - 6.10.2018 - 12:31

Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 29576
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх