Как устроена гоночная коробка передач

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
28.05.2018 - 18:42
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322856
169
Обычно, когда речь заходит о коробке передач гоночной машины говорят такую фразу: если в парной гонке на ускорение друг против друга выйдут обычный автомобиль и гоночный с двигателями одинаковой мощности, победителем, несомненно, станет последний.

Ключ к победе — кулачковая коробка передач.

4 фото via


Как устроена гоночная коробка передач
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
28.05.2018 - 18:43
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322856
Особенности гоночной механики

Главное достоинство кулачковой коробки — в скорости переключения передач. Если разгоняться на обычном автомобиле, переключая передачи вверх максимально быстро, почти ударом, то смена каждой передачи займет около 0,6 с. Примерно столько уходит на высокоскоростное выключение/включение сцепления.

Пилот гоночного автомобиля может сменить передачу втрое быстрее — и сделает это, не выжимая сцепления, и на каждом переключении будет выигрывать более 0,4 с! Это произойдет за счет того, что при каждом переключении у обычного автомобиля падают обороты двигателя и, соответственно, снижается интенсивность разгона.

Чтобы выяснить, как устроена высокоскоростная гоночная коробка передач, мы отправились в Удельное, на подмосковную базу команды «Красные крылья», выступающей в ралли и кольцевых гонках.

Денис Комаров, технический директор гоночной команды, готовит кулачковую коробку передач к фотосъемке. Он бережно протирает ветошью одну из шестеренок агрегата — огромное прямозубое колесо. Если бы такая шестерня лежала в мастерской сама по себе, можно было бы подумать, что она из коробки большого старого грузовика. Между тем она принадлежит компактному хетчбэку Citroёn С2.




Как устроена гоночная коробка передач
 
[^]
SESHOK
28.05.2018 - 18:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322856
Большой диаметр колеса объясняется двумя факторами. Во‑первых, коробка раллийной машины передает от двигателя на колеса солидный крутящий момент. А во-вторых, колесо прямозубое. Достоинство привычных косозубых шестерен, которые применяются в коробках «гражданских» автомобилей, заключается в том, что за счет более длинного зуба и, соответственно, большей поверхности распределения нагрузок они могут передавать тот же крутящий момент при меньших размерах.

Кроме того, они работают заметно тише. Но прямозубые колеса применяются в гоночных машинах не случайно: они не создают осевых нагрузок на валах и повышают КПД коробки.

Удивительно, но гоночная коробка передач не сложнее, а даже проще обычной гражданской. Здесь нет никаких синхронизаторов, а вместо большого количества мелких зубцов, которые входят в зацепление при включении передачи на обычной коробке, применяются крупные кулачки — торцевые выступы на шестерне и муфте (обычно их 5−7 штук на колесо).

Чтобы передачи включались как можно скорее, кулачки входят в зацепление с большим зазором по ширине. Поэтому при включении передач на раллийной машине можно слышать характерное металлическое клацанье — это кулачки шестерни и муфты столкнулись друг с другом.

кулачковая коробка устроена так же, как обычная серийная, — только вместо косозубых шестерен прямозубые, вместо зубчатых муфт кулачковые и никаких синхронизаторов.


Как устроена гоночная коробка передач
 
[^]
SESHOK
28.05.2018 - 18:44
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 322856
Завершающая


Вперед-назад: хорошо и плохо

Кулачковая коробка требует от пилота большой ловкости — особенно при переключении вниз: для синхронизации оборотов двигателя и трансмиссии необходимо филигранно работать педалью акселератора и прекрасно чувствовать автомобиль. При бережной езде пилот при переходе вниз пользуется сцеплением, в ходе гонки — особенно на машинах с секвентальной кулачковой коробкой — педаль сцепления ему практически не нужна. В том числе поэтому раллисты иначе, чем гражданские водители, выжимают педали. Правая нога у них обычно лежит на педали газа, а левая заведует сцеплением и тормозами. Четко работать акселератором очень важно, ведь без правильно выполненной перегазовки переход на понижающую передачу либо вообще не произойдет, либо будет сопровождаться жестким ударом.

Именно поэтому пилоты раллийных машин ехидно улыбаются, когда я интересуюсь, насколько популярна кулачковая коробка среди любителей тюнинга. Конечно, находятся фанаты уличных гонок, которые заменяют серийные коробки кулачковыми. Такая замена улучшает динамику разгона, но требует от водителя постоянной концентрации внимания при переключении вниз, а также наполняет салон шумом от работы прямозубых шестерен. Кулачковая коробка воет примерно так же громко, как гражданская косозубая, когда в ее картере нет масла.

Добавим сюда высокую стоимость кулачковых коробок (до €20 000 за агрегат) и невысокий срок службы — и придем к выводу, что установка кулачковой коробки на обычный автомобиль совершенно не оправданна. Конечно, срок службы автомобиля зависит и от субъективных факторов. В жестких гоночных условиях синхронизаторы долго не живут. Так что если за рулем гражданского автомобиля окажется маньяк, кулачковая коробка, вполне возможно, будет служить ему дольше привычной.

Тем не менее со временем гоночный агрегат начнет издавать характерный стук, говорящий о том, что скруглившиеся кулачки не обеспечивают надежного зацепления. Такая коробка нуждается в замене износившихся пар. Денис рассказывает, что кулачковую коробку для проверки разбирают после каждой гонки, а некоторые пары в коробке приходится менять через каждые 2−3 этапа гонок. И это нормально!

Есть и еще одна причина, почему кулачковые коробки не подходят для обычных дорог. Хотя эти агрегаты нередко оборудуют обычным поисковым механизмом переключения, самые быстрые и популярные у гонщиков коробки — секвентальные. В раллийных машинах пилота сильно трясет, поэтому водить рычаг переключения вперед-назад куда удобнее, чем выбирать передачи, как в обычном автомобиле. К тому же такая кинематика рычага позволяет сэкономить несколько миллисекунд на каждом переключении.

Как устроена гоночная коробка передач
 
[^]
Narkozist
28.05.2018 - 18:44
33
Статус: Offline


Агрегатор Нокий

Регистрация: 30.10.14
Сообщений: 49
Спасибо, поучительно.
А плохую КПП называют "коробка педерач" =)
 
[^]
RaulDuc
28.05.2018 - 18:48 [ показать ]
-82
stinga
28.05.2018 - 18:48
40
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 6.05.14
Сообщений: 534
«Ось с пазами» в мотоциклетной кпп называют копирный вал. А вообще устройство в точности как у кпп большинства современных мотоциклов.
 
[^]
Melodemon
28.05.2018 - 18:49
113
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.02.13
Сообщений: 3289
где-то я это видел...


Как устроена гоночная коробка передач
 
[^]
3942ру
28.05.2018 - 18:49
32
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 18.11.14
Сообщений: 197
В мотоциклетных КПП тот же принцип. Если хорошо чувствуеш мотор, то сцепление нужно при старте и остановке.

Это сообщение отредактировал 3942ру - 28.05.2018 - 18:52
 
[^]
MrDeadhead
28.05.2018 - 18:50
29
Статус: Offline


йокодзуна фотожабы

Регистрация: 26.11.08
Сообщений: 871
как обладатель роскошного вариатора, тупо сижу с попкорном в первом ряду...
 
[^]
MAPT
28.05.2018 - 18:51
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.11.14
Сообщений: 1306
Del. Опоздал.

Это сообщение отредактировал MAPT - 28.05.2018 - 18:51
 
[^]
AndrewSha
28.05.2018 - 18:52
9
Статус: Offline


Фотокерамист

Регистрация: 2.07.10
Сообщений: 2375
Цитата (SESHOK @ 28.05.2018 - 20:42)
если в парной гонке на ускорение друг против друга выйдут обычный автомобиль и гоночный с двигателями одинаковой мощности, победителем, несомненно, станет последний.

Ключ к победе — кулачковая коробка передач.

faceoff.gif афтор ты не прав нихуя.
Кулачковая КПП позволяет похуй как щёлкать передачи, на передачу крутящего момента она не влияет никак вообще.
Если поставить 2 одинаковых автомобиля, один с гражданской кпп,а другой с кулачковой - победит прокладка, но никак не кулачковая кпп.

На "гонках" передачи переключаются без сброса газа и скорость срабатывания синхрпонизаторов вообще никак нихуя не скажется, ну разве что сотые доли секунды

Это сообщение отредактировал AndrewSha - 28.05.2018 - 18:53
 
[^]
NoSugar
28.05.2018 - 18:54
40
Статус: Offline


Лайма Сидоров

Регистрация: 23.03.11
Сообщений: 721
Я не знаю как выглядит обычная КПП, а вы мне про гоночную...

Это сообщение отредактировал NoSugar - 28.05.2018 - 18:54
 
[^]
BuDilNick
28.05.2018 - 18:56
128
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.12.14
Сообщений: 1409
выглядит это вот так)


Это сообщение отредактировал BuDilNick - 28.05.2018 - 18:56
 
[^]
WerW0LF
28.05.2018 - 18:58
17
Статус: Offline


_похухоль_

Регистрация: 10.04.12
Сообщений: 365
Цитата (stinga @ 28.05.2018 - 18:48)
«Ось с пазами» в мотоциклетной кпп называют копирный вал. А вообще устройство в точности как у кпп большинства современных мотоциклов.

На Яве выпуска 1965 г. такая же коробка(кулачковая), еще и с автоматом выжима сцепления .
 
[^]
BERGrus
28.05.2018 - 18:58
24
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 27.03.12
Сообщений: 280
Цитата
Автоматические коробки передач уже давно,намного эффективнее и быстрее мешалок.

Блять... чё правда ? ну ахуеть теперь.
 
[^]
ZeroDi
28.05.2018 - 18:59
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.03.14
Сообщений: 1716

А я думал что на гоночные ставят DSG, Power Shift и другие богомерзкие конструкции. На ралли ручка, на кольцевые робот.
 
[^]
AndrewSha
28.05.2018 - 19:00
65
Статус: Offline


Фотокерамист

Регистрация: 2.07.10
Сообщений: 2375
Цитата (BuDilNick @ 28.05.2018 - 20:56)
выглядит это вот так)

как? Быстрое нажимание педалей? На любой коробке это возможно. Я могу вообще без сцепления ездить, оно нужно лишь при трогании с места. В молодости на ГАЗ-53 работал, там синхронизаторов нет, либо двойной выжим сцепления, либо угадывание обороты первичного вала-обороты колёс. Кто в курсе поймёт cool.gif
 
[^]
AndrewSha
28.05.2018 - 19:01
1
Статус: Offline


Фотокерамист

Регистрация: 2.07.10
Сообщений: 2375
Цитата (ZeroDi @ 28.05.2018 - 20:59)
А я думал что на гоночные ставят DSG

sm_biggrin.gif bravo.gif
ты серьёзно?

sm_biggrin.gif не ну ты серьезно? ДСГ?
 
[^]
BuDilNick
28.05.2018 - 19:04
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.12.14
Сообщений: 1409
Цитата (AndrewSha @ 28.05.2018 - 19:00)
Цитата (BuDilNick @ 28.05.2018 - 20:56)
выглядит это вот так)

как? Быстрое нажимание педалей? На любой коробке это возможно. Я могу вообще без сцепления ездить, оно нужно лишь при трогании с места. В молодости на ГАЗ-53 работал, там синхронизаторов нет, либо двойной выжим сцепления, либо угадывание обороты первичного вала-обороты колёс. Кто в курсе поймёт cool.gif

там написано в тексте как и в чем отличие, ну ты то на Газе лучше знаешь)


Это сообщение отредактировал BuDilNick - 28.05.2018 - 19:05
 
[^]
akmallragon
28.05.2018 - 19:06
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.08.14
Сообщений: 6602
Цитата (SESHOK @ 28.05.2018 - 22:44)
Достоинство привычных косозубых шестерен, которые применяются в коробках «гражданских» автомобилей, заключается в том, что за счет более длинного зуба и, соответственно, большей поверхности распределения нагрузок они могут передавать тот же крутящий момент при меньших размерах.


Косозубые шестерни применяются только в ПОСТОЯННОМ зацеплении.
Действительной особенностью является возникающий осевой момент.
 
[^]
Ябыдабы
28.05.2018 - 19:06
3
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 10.10.14
Сообщений: 3
Цитата (WerW0LF @ 28.05.2018 - 18:58)
Цитата (stinga @ 28.05.2018 - 18:48)
«Ось с пазами» в мотоциклетной кпп называют копирный вал. А вообще устройство в точности как у кпп большинства современных мотоциклов.

На Яве выпуска 1965 г. такая же коробка(кулачковая), еще и с автоматом выжима сцепления .

Да на всех советских мотоциклах коробка кулачковая, ну на Восходе и ИЖах точно. Сам лично когда то носил на завод к мужикам , чтобы они слизаные кулачки на шестернях подточили, ибо передачи выбивало. Эх, было время.
 
[^]
AndrewSha
28.05.2018 - 19:11
-3
Статус: Offline


Фотокерамист

Регистрация: 2.07.10
Сообщений: 2375
Цитата (BuDilNick @ 28.05.2018 - 21:04)
как? Быстрое нажимание педалей? На любой коробке это возможно. Я могу вообще без сцепления ездить, оно нужно лишь при трогании с места. В молодости на ГАЗ-53 работал, там синхронизаторов нет, либо двойной выжим сцепления, либо угадывание обороты первичного вала-обороты колёс. Кто в курсе поймёт cool.gif [/QUOTE]
там написано в тексте как и в чем отличие, ну ты то на Газе лучше знаешь)

дело не в ГАЗе, дело в том, что кулачковая по сравнению с синхронизаторной даёт не разницу в разгоне, разницу в том, что ты с 5 передачи сможешь включить 2 на 100 км/ч, что на синхронизаторах ты просто не сделаешь. + у кулачковой крутящий момент передается например за 0.1 сек, а у синхронов за 0,2 сек, что в разгоне на прямой нихуя не даёт
 
[^]
MuKoSeY
28.05.2018 - 19:12
13
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 25.02.16
Сообщений: 206
Цитата
В молодости на ГАЗ-53 работал, там синхронизаторов нет, либо двойной выжим сцепления, либо угадывание обороты первичного вала-обороты колёс. Кто в курсе поймёт cool.gif

Как раз таки на 53 газоне коробка пошла с синхронизаторами, на 52 простая стояла. Работал на 52ГАЗ.
 
[^]
svhanz
28.05.2018 - 19:14
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4209
Цитата (BuDilNick @ 28.05.2018 - 18:56)
выглядит это вот так)

Фигеть! Я и не думал что у меня так ноги работают rulez.gif
Не, ну конечно не так шустро как у этого чувака, но тоже нехило..
Было дело как-то в молодости..Погонял немножко.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 61033
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх