Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
AnGolus
21.05.2018 - 23:31
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 4.11.16
Сообщений: 832
231
Руль любой машины Формулы-1 – царство рычажков, кнопок и лепестков. Но что все они значат и какие в «баранке» спрятаны секреты?

В современных машинах Формулы-1 руль представляет собой скорее штурвал. Колёса поворачиваются на ограниченный угол, и перехватывать «баранку» не требуется — для поворота на максимум три четверти оборота в каждую сторону уже не нужна полная окружность, поэтому руль усечён сверху и снизу, а по бокам сделаны прорезиненные сектора для лучшего сцепления с гоночными перчатками.

Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
AnGolus
21.05.2018 - 23:32
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 4.11.16
Сообщений: 832
Кроме того, это позволяет уложиться в норматив международной автофедерации ФИА по покиданию кокпита за 7 секунд — за это время нужно отстегнуть ремни безопасности, снять руль, вылезти из машины и установить «баранку» обратно. Поэтому на рулевой колонке установлено крепление, на которое с помощью круглой защёлки устанавливается сам руль — помимо физической связи с валом он обеспечивает ещё и стыковку электрических разъёмов с электрикой болида.

Ну а в детальном устройстве руля современной машины Формулы-1 позволила разобраться команда «Рено», которая предоставила для изучения «баранку» от Renault R.S.18, а инженеры коллектива выступили в качестве гидов по органам управления.

Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1
 
[^]
AnGolus
21.05.2018 - 23:32
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 4.11.16
Сообщений: 832
Первое, что бросается в глаза, — дисплей и гряда светодиодов над ним и по обеим сторонам от него. На экран выводится масса информации о работе систем болида, указания от ФИА, флаговая сигнализация и даже некий аналог мессенджера, поскольку на пит-уолл есть возможность отправлять на монитор пилота короткие закодированные сообщения на разные темы: от проблем с машиной до перемен в тактике. В «Рено» у пилотов есть возможность переключаться между тремя страницами на дисплее.

Светодиоды по верху руля отображают обороты двигателя и оповещают о моменте переключения передач, три диода справа информируют о состоянии уровня заряда батарей гибридной системы, а три диода слева показывают, когда можно активировать DRS — причём в момент, когда они загораются, в наушниках у пилота срабатывает зуммер, так что момент включения крыла можно определить и на слух.

Ниже дисплея — фирменный ромб Renault. Причём это только сейчас наклейка, а раньше был полноценный шильдик, но от него отказались в 2015 году — тогда дисплей с передней стенки кокпита переехал на руль и надо было выбирать: либо пафосный логотип, либо большая диагональ экрана.

Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1
 
[^]
AnGolus
21.05.2018 - 23:33
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 4.11.16
Сообщений: 832
Самый большой переключатель расположен в центре руля. Как можно видеть на фотографии, он представляет собой вращающийся селектор, который можно устанавливать на 14 разных значений. И если в «Рено» каждый из секторов означает что-то одно, то в другой команде и названия, и суть этих значений отличаются. Собственно, в каждом цветном секторе зашифровано какое-то послание от гонщика команде, которое дешифровать могут только пилот и его гоночные инженеры.


Как правило, речь идёт о передаче данных о неполадке или технической проблеме с той или иной системой машины. И как я ни пытал инженеров «Рено», они загадочно улыбаются и говорят — значение этих аббревиатур остаётся тайной пилота и его команды инженеров. Но, судя по всему, с помощью переключателя можно доложить, навскидку, о проблемах с шинами, коробкой передач, аэродинамикой, и это только если говорить о тех обозначениях, которые очевидны.

По обеим сторонам от центрального селектора располагаются четыре менее крупных переключателя: за выбор режимов работы силовой установки в целом отвечает селектор справа вверху (обозначен PU), за гибридную составляющую — слева вверху (SOC), под ними слева переключатель режимов расхода топлива (Fuel), а справа — режимы сразу нескольких систем (например, дифференциала и баланс тормозов) на выходе болида из поворота (Exit).

Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1
 
[^]
AnGolus
21.05.2018 - 23:33
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 4.11.16
Сообщений: 832
На спицах руля в верхней их части размещаются два вращающихся барабанчика. Слева — Torque, который отвечает за выбор режимов отдачи тяги двигателя. Справа — Scenario, в него заложены различные комбинации вариантов настройки всех систем болида, чтобы пилоту не приходилось настраивать их отдельными кнопками и селекторами. Этим элементом на руле пилот пользуется минимум один раз на каждом круге, так что его важность очевидна.

В средней части места ещё для двух барабанчиков. Тот, что под левой рукой — Brake, — выбирает режимы работы передних и задних тормозов и их баланс. А под правой рукой — Entry — то же самое, что вращающийся селектор Exit на ступице руля, но только для настроек при входе в поворот.

Все кнопки расположены вертикально по обеим сторонам руля — максимально близко к левой и правой его частям. Это продиктовано не только необходимостью эффективно использовать площадь небольшой «баранки», чтобы вместить на неё все необходимы элементы, но и эргономикой — при таком расположении кнопок пилот без проблем может дотянуться до каждой из них одним большим пальцем левой и правой руки. По сути, только большими пальцами рук гонщик в момент заезда может управлять этими кнопками в любом положении руля.

Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1
 
[^]
AnGolus
21.05.2018 - 23:33
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 4.11.16
Сообщений: 832
Жёлтая с синей обводкой кнопка PIT вверху левой части активирует ограничитель скорости, который используется при въезда на пит-лейн. Кнопка специально вынесена наверх, чтобы её можно было нажать, даже не глядя на руль.

Зелёная кнопка под ней — RW (rear wing) — отвечает за систему DRS и при нажатии на неё открывает подвижный элемент заднего антикрыла. Закрыть его можно либо вручную повторным нажатием, либо система сработает сама, как только пилот надавит на педаль тормоза.

Голубая кнопка RCH (recharge) управляет аккумуляторами, накапливающими энергию от гибридной составляющей мотора. В зависимости от наличия энергии в батареях, кнопка может их либо принудительно полностью разрядить, либо перевести в режим зарядки. Аккумуляторов хватает примерно на 33 секунды работы на каждом круге, и за эти полминуты они обеспечивают прибавку в мощности в районе 200 л.с.

Фиолетовая кнопка BO (burnout) наиболее активно используется на прогревочном круге или в режиме машины безопасности. Она переводит системы болида в режим, при котором обеспечивается пробуксовка задних колёс для лучшего прогрева покрышек — если говорить проще, отключает трекшн-контроль и позволяет активно греть шины.

Жёлтая кнопка D (drink) отвечает за подачу в шлем гонщика изотонического напитка (для каждого пилота готовятся личными физиотерапевтами по своим рецептам), но особой популярностью у гонщиков клавиша не пользуется. Пить, как признались и Нико Хюлькенберг, и Карлос Сайнс-младший не получается: спустя 15 минут после старта жидкость нагревается до состояния кипятка и пить её просто невозможно. Поэтому чаще всего ёмкость заполняют не полностью, а из расчёта именно на 15 минут заезда — заодно экономят драгоценные граммы веса машины.

Оранжевые кнопки «+1» и «-1/+10» используются для того, чтобы менять значения тех или иных настроек машины во время гонки. Соответственно можно прибавлять/убавлять что-то по одному пункту или сразу добавить десять в большую сторону. Такие градации выбраны не случайно, а по опыту наиболее часто встречающихся требований инженеров. Опять же речь исключительно о «Рено» — в других командах это может быть и +/-5, и +/-2 и так далее.

Справа вверху находится синяя кнопка с жёлтой обводкой OV (overtake) — её используют пилоты для обгона или защиты своей позиции. Нажатие на клавишу переводит системы болида в заранее запрограмированный режим максимальной отдачи всех систем. Естественно, это сказывается и на ресурсе силовой установки, и на расходе топлива, поэтому кнопку используют по особым случаям.

Красная кнопка R (radio) позволяет пилоту общаться с командой. Если необходимо передать какую-то информацию, клавиша зажимается, и пока она нажата, пилота слышат на пит-уолл.

Зелёная кнопка OIL даёт возможность быстро посмотреть давление масла в двигателе и его температуру. На вопрос, зачем гонщику такая информация, которая есть у инженеров в боксах, в «Рено» отвечают, что пилоты периодически контролируют этот параметр, если возникает подозрение на нештатную работу мотора.

Белая кнопка OK, что очевидно, служит для подтверждения полученных из боксов команд. Она же применяется в ситуации, когда выходит из строя радио — если гонщика не слышат на пит-лейн, но он слышит своих инженеров, то нажатием этой клавиши сообщает, что понимает и выполняет то, о чём ему говорят.

Голубая кнопка N (neutral) позволяет включить нейтральную передачу с первой или второй включённой передачи. Что интересно, ни клавиши R (reverse), ни подрулевого рычажка с аналогичным функционалом нет — задняя передача, которая крайне редко используется в Формуле-1, включается отдельным рычагом на стенке кокпита. Именно с этим связано то, что иногда гонщики мешкают перед включением заднего хода — не всегда удаётся быстро нащупать и включить этот рычаг.

Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1
 
[^]
AnGolus
21.05.2018 - 23:34
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 4.11.16
Сообщений: 832
С обратной стороны руля расположены восемь подрулевых переключателей — по три лепестка и одной мелкой кнопке слева и справа. Средние из трёх самых крупных отвечают за переключение передач — правый передачу повышает, а левый понижает.

Два нижних лепестка — это сцепление. Расположены они с двух сторон, чтобы гонщик при любом положении руля мог любой рукой выжать сцепление. Ситуации бывают разные, поэтому этот лепесток продублирован. Но, повторюсь, речь идёт о руле болида «Рено», поскольку каждая команда самостоятельно определяет расположение и количество управляющих элементов на «баранке».

Самые верхние лепестки — программируемые. Каждый гонщик «Рено» самостоятельно решает, какую функцию на них вывести. Туда можно привязать активацию DRS, подачу воды, радиосвязь, перезарядку батарей и вообще всё, что угодно, из вышеперечисленного.

А теперь подходим к самому интересному — небольшим и даже незаметным на первый взгляд кнопкам, не рычагам, в самом низу руля. Это примерно то же самое, что привлекло внимание автогоночной общественности на «баранке» болида «Феррари» Себастьяна Феттеля — только у немца был загадочный рычаг, а на «Рено» — кнопки.

Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1
 
[^]
AnGolus
21.05.2018 - 23:35
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 4.11.16
Сообщений: 832
Конечно, за что отвечает рычаг на итальянском болиде, неизвестно, но на французской машине о назначении кнопок рассказали. Это две программируемые клавиши, на которые можно вынести специальные режимы работы систем. Например, если гонщику необходимы особые баланс тормозов, подача тяги и настройки дифференциала для апекса, условно, одного третьего поворота трассы в Барселоне, то это можно привязать к кнопке. На входе в поворот пилот её нажимает, проходит вираж с нужными ему настройками и на выходе повторно жмёт клавишу и переходит в обычный режим. На «Рено» таких кнопок две, поэтому можно сделать отдельные настройки для двух участков трассы.

Инженеры говорят, что руль — вещь индивидуальная. Она отличается не только у каждой команды, но и у пилотов внутри одного коллектива. Чаще всего общая архитектура «баранки» остаётся одной, но расположение и даже количество управляющих элементов может меняться в зависимости от предпочтений и потребностей гонщика. В «Рено» мне демонстрировали руль машины с предсезонных тестов — усреднённый вариант для Хюлькенберга и Сайнса-младшего одновременно, а к старту сезона у Нико и Карлоса уже были свои «баранки». Команды вольны в том, что располагать на руле, так что стоит ли удивляться их различием у гонщиков «Феррари», например?

В «Рено» отмечают, что для пилотов одной из самых сложных задач является изучение функций элементов на руле. Они действительно зубрят значение каждой кнопки и каждого переключателя, но при этом всё равно работают исключительно с подсказками!

Помните, когда ФИА пыталась запретить радиопереговоры команд с гонщиками? Инженеры «Рено» с ужасом вспоминают это предложение. Всё дело в том, что каждое, АБСОЛЮТНО КАЖДОЕ, изменение настроек на руле пилот делает только после того, как ему об этом скажут с пит-уолл. И дело не в том, что гонщики глупые и не знают, что нажимать и куда крутить. Просто лучше инженеров никто не знает, какие настройки и как нужно менять в каждой конкретной ситуации — гонщик, пытаясь самостоятельно найти решение проблемы, может её лишь усугубить. А может что-нибудь накрутить так, что останется в стене. Вспомните просто безобидную смену баланса тормозов Роменом Грожаном на Гран-при Азербайджана, когда француз под сейфти-каром впечатал свой «Хаас» в отбойник. Поэтому — никакой самодеятельности от слова «совсем».

Стоимость каждого руля в «Рено» оценивают в € 50 тыс., причём это только стоимость материалов для его изготовления — трудозатраты высококлассных инженеров, работающих над этими частями болидов, перевести в деньги в команде затрудняются. Причём вещь эта не только дорогая, но и мощная — инженеры говорят, что один руль в состоянии заменить всю мультимедийную систему дорожного автомобиля или даже игровую консоль вроде Xbox или PlayStation.

Говоря о сложности и стоимости каждого руля, становится ясно, почему в команде шутят, что гонщик после схода со злости может хоть весь болид разнести, главное, чтобы «баранку» не бросал в отбойник. А если вспомнить, что формульный руль раза в два-три меньше руля обычной машины, а умеет при этом куда больше даже самой навороченной мультифункциональной «баранки» в дорожном автомобиле, то этот элемент гоночного болида воспринимаешь уже не иначе как шедевр инженерного гения.

via

Это сообщение отредактировал AnGolus - 21.05.2018 - 23:36

Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1
 
[^]
tschitscha
21.05.2018 - 23:45
34
Статус: Offline


ярила

Регистрация: 10.11.12
Сообщений: 5400
AnGolus
Цитата
Кроме того, это позволяет уложиться в норматив международной автофедерации ФИА по покиданию кокпита за 7 секунд — за это время нужно отстегнуть ремни безопасности, снять руль, вылезти из машины и установить «баранку» обратно.

Зачем её ставить обратно?Тем более что она стоит 50000 евро.
Если вдруг сгорит весь аппарат то хоть руль останется.
Или это колдовской ритуал?
 
[^]
Eugen2
21.05.2018 - 23:53
7
Статус: Offline


Ветеран

Регистрация: 7.07.06
Сообщений: 1135
Спасибо, очень интересно. И за автоспорт всегда зелень от тех, кто делает любительский автоспорт :)
 
[^]
guessoff
21.05.2018 - 23:55
-9
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 10.02.14
Сообщений: 649
Где кнопка KERS и для чего она, например ТС ?
Тема руря F1 не раскрыта!
 
[^]
Chan39
21.05.2018 - 23:56
2
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 20.10.14
Сообщений: 905
Познавательно, спасибо!
 
[^]
Eugen2
21.05.2018 - 23:58
60
Статус: Offline


Ветеран

Регистрация: 7.07.06
Сообщений: 1135
Никто, кстати, не обратил внимание, что у пилота F1 слишком много свободного времени? Раллистам некогда мучиться с таким количеством управляющих элементов - они машину пилотируют в сложных и непредсказуемых условиях.


Это сообщение отредактировал Eugen2 - 22.05.2018 - 00:05
 
[^]
MEXAHUK77RU
21.05.2018 - 23:58
7
Статус: Offline


Состояние: Offline

Регистрация: 3.01.15
Сообщений: 655
Цитата (tschitscha @ 21.05.2018 - 23:45)
AnGolus
Цитата
Кроме того, это позволяет уложиться в норматив международной автофедерации ФИА по покиданию кокпита за 7 секунд — за это время нужно отстегнуть ремни безопасности, снять руль, вылезти из машины и установить «баранку» обратно.

Зачем её ставить обратно?Тем более что она стоит 50000 евро.
Если вдруг сгорит весь аппарат то хоть руль останется.
Или это колдовской ритуал?

Я так думаю, что бы, когда он сьебётся и примчат "Чипы и Дейлы", что бы они могли посодействовать эвакуации болида, без участия мега-пиздец-драйвера, который этот болид разьебал кмк lol.gif

з.ы. пост вообще доставил up.gif С интересом прочитал agree.gif

Это сообщение отредактировал MEXAHUK77RU - 22.05.2018 - 00:00
 
[^]
YAMAX
22.05.2018 - 00:04
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 1.09.15
Сообщений: 167
туда столько бабла вбухивают, что машины уже сами гоняют, а пилоты тупо играют на таком большом экране, геймпад же hacker.gif
 
[^]
bombzinski
22.05.2018 - 00:10
4
Статус: Online


Весельчак

Регистрация: 16.12.17
Сообщений: 117
Познавательно. Что важно:
- присутствует кнопка 710 (боянистый боян, но всё же);
- не нашёл кнопок "поссать" и "обосраться", хотя это скорей OV;
- должны быть кнопки с сиренами пожарной, полиции и скорой.
- наверное у многих есть знакомый у которого знакомый ставил такой руль на "зубило" и.т.п и "его с ним же в руках и похоронили, потому что из рук руль вытащить не могли"
 
[^]
KapitanSH
22.05.2018 - 00:19
30
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.04.15
Сообщений: 3329
Работал на первых гонках на MRW. Там много ренох было. В конюшни, нас конечно особо не допускали, но кое что удалось зафоткать. В тему поста из личного архива.
1.

Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1
 
[^]
Flexso
22.05.2018 - 00:22
36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.10.13
Сообщений: 2288
Никто не заметил справо зелёных кнопку оил, это вылить масло на дорогу.
 
[^]
KapitanSH
22.05.2018 - 00:24
28
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.04.15
Сообщений: 3329
2. Был удивлен, когда посмотрел на носы внутри: они выклеены вручную. Еще удивило, гайки, которыми прикручивают колеса есть с правой резьбой и есть с левой, для разных сторон машины соответственно, а дабы их не перепутали они еще разного цвета. Плюс ко всему, эти гайки одноразовые, так, что одна у меня хранится в качестве сувенира.

Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1
 
[^]
KapitanSH
22.05.2018 - 00:27
30
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.04.15
Сообщений: 3329
3. Это болид Формулы 3, но все равно интересно.

Не жми без подсказки! Для чего все эти кнопки и рычажки на руле Формулы-1
 
[^]
MEXAHUK77RU
22.05.2018 - 00:32
34
Статус: Offline


Состояние: Offline

Регистрация: 3.01.15
Сообщений: 655
Цитата (KapitanSH @ 22.05.2018 - 00:27)
3. Это болид Формулы 3, но все равно интересно.

кмк, тебе отдельный пост надо запилить из этих фоток. Всем будет интересно :)
 
[^]
Funt65
22.05.2018 - 00:34
3
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 29.03.16
Сообщений: 816
А где кнопки управления медиоцентром?
 
[^]
Divisi0n
22.05.2018 - 00:39
2
Статус: Offline


Я не кот!

Регистрация: 29.06.07
Сообщений: 1899
блин, а где самое интересное - индикация кинескопа?
 
[^]
MAPT
22.05.2018 - 01:37
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.11.14
Сообщений: 1306
Цитата (Funt65 @ 22.05.2018 - 00:34)
А где кнопки управления медиоцентром?

В пит-уолл. Музыку включают по заказу пилота. shum_lol.gif

Это сообщение отредактировал MAPT - 22.05.2018 - 01:38
 
[^]
BUR1
22.05.2018 - 01:37
16
Статус: Offline


помор

Регистрация: 2.04.16
Сообщений: 154
А где бибикалка и порт ЮСБ..с чего музыку то слушать?
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 44548
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх