Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:14
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
180
Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в единичных образцах или макетах для оценки результатов теоретических выкладок или проверки смелых идей, но по разным причинам не оправдавшие надежд своих создателей и удалившиеся в небытие.

20 фото
via

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:15
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Одной из важнейших составляющих этой славной когорты был Минский автомобильный завод, но мало кому известно, что до сих пор остаются практически не известными некоторые весьма оригинальные опытные конструкции МАЗа, опередившие свое время, но оказавшиеся бесполезными и оставшиеся на теневой стороне истории. Более жестоко судьба обошлась с небольшим Могилевским автозаводом, но и он успел собрать несколько весьма оригинальных военных машин.

02. Базовый автомобиль-лесовоз МАЗ-532 (4х4) с трелевочным оснащением

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:15
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Главным достижением головного КБ грузовых автомобилей Минского автозавода в области автотехники двойного назначения был весьма элегантный 165-сильный автомобиль-лесовоз МАЗ-532 (4х4) с трелевочным оснащением и двухосным прицепом-роспуском, появившийся весной 1957 года. По общей конструкции он сочетался с инженерным тягачом МАЗ-528, однако имел переднемоторную компоновку и широкую кабину с трехсекционным лобовым стеклом и коротким прямоугольным капотом. Автомобиль оборудовали пятиступенчатой коробкой передач, межосевым дифференциалом, планетарными колесными редукторами и 32-дюймовыми колесами от карьерного самосвала МАЗ-525.

03. Многоцелевое короткобазное полноприводное военное шасси МАЗ-532


Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:15
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
04. Опытный 165-сильный бортовой артиллерийский тягач МАЗ-532

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:16
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Для военных нужд наиболее привлекательными исполнениями этой машины являлись специальное шасси для монтажа военного оборудования и средний артиллерийский тягач с металлической грузовой платформой и тентом. Эти пробные версии были построены и прошли приемочные испытания, но в целом проект МАЗ-532 остался неосуществленным. С расширением полномочий и возможностей СКБ-1 МАЗ все работы по военной спецтехнике в «грузовом» КБ были прекращены.

В 1963 году, когда гордостью советской автомобильной промышленности стал уникальный 25-тонный вездеход-гигант «Ермак» (6х6), никто не предполагал, что его судьба вскоре оборвется в России и закончится в цехах Могилевского автозавода. Автомобиль был разработан в Научном автотракторном институте под руководством главного конструктора Н. И. Коротоношко и имел индекс НАМИ-076. Впервые он стал наиболее крупным и тяжелым советским дорожным автомобилем классической компоновки, совмещавшим функции лесовоза, грузовика, военного шасси и весившим с полной нагрузкой около 50 т.

05. Перспективный 25-тонный грузовой автомобиль НАМИ-076 «Ермак»

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 28.06.2017 - 18:33

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:16
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
В движение его приводил 320-сильный танковый дизель V12, работавший с гидромеханической трехступенчатой коробкой передач. Машину оборудовали гидроусилителем рулевого механизма, регулировкой давления воздуха в 25-дюймовых шинах и вынесенной на передний свес рамы короткой кабиной с тремя лобовыми стеклами. До 1968 года она проходила испытания в одиночном исполнении и в составе лесовозного автопоезда полной массой до 75 т, но производственной базы для ее серийного изготовления не нашлось.

06. Полноприводный автомобиль-лесовоз «Ермак» с двухосным роспуском

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:17
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Только в конце 1960-х, после долгих проволочек, было решено развернуть сборку «Ермака» в Могилеве, но лишь в 1975-м его доработанным развитием стал многоцелевой 27-тонный безбортовой тягач МоАЗ-74111 с упрощенной угловатой шестиместной кабиной и коротким капотом, унифицированными с одноосными тягачами того же завода.

07. Наследник вездехода «Ермак» — грузовой 27-тонный вариант МоАЗ-74111 (из архива МоАЗ)

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:17
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Среди других версий могилевского «Ермака» к военной технике можно отнести только появившийся через три года седельный вариант МоАЗ-74111 двойного назначения с 500-сильным ярославским дизелем V12, новой гидромеханической шестипозиционной коробкой передач и двухступенчатыми колесными редукторами.

08. 500-сильный седельный тягач МоАЗ-74111 с угловатой шестиместной кабиной (из архива МоАЗ)

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:17
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
09. Специальный тяжелый полноприводный армейский тягач МоАЗ-74111 (из архива МоАЗ)

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:18
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
10. Тягач МоАЗ-74111 с двухосным танковым полуприцепом ЧМЗАП-5247Г

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:18
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
В ходе испытаний тягач буксировал низкорамный 60-тонный полуприцеп для перевозки танков и гусеничной бронетехники. Полная масса такого автопоезда достигала 100 тонн. С переходом завода на серийный выпуск одноосных тягачей, самосвалов и шахтных автопоездов все работы по «Ермаку» в Могилеве были свернуты.

11. Аэродромный двухмоторный шарнирно-сочлененный балластный тягач МоАЗ-7915

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:18
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
В середине 1980-х Могилевский автозавод еще раз заявил о себе созданием уникального низкопрофильного аэродромного балластного тягача МоАЗ-7915 (6х6) для буксировки на полевых и бетонных аэродромах военно-транспортных самолетов с взлетной массой до 400 тонн, к которым относились лайнеры Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Его уникальной по тому времени конструктивной особенностью являлись две шарнирно-сочлененные моторные секции — одноосная передняя и двухосная задняя с бункером для балласта, оснащенные дизельными двигателями V12 мощностью по 600 л.с., гидромеханическими трансмиссиями и двумя кабинами разной высоты. Длина тягача превышала 14 метров. Полная масса с балластом достигала 75,5 тонн, максимальная сила тяги — 50 тс. До середины 1990-х таких машин собрали 10–12 экземпляров.

12. Тягач МоАЗ-7915: справа видна передняя одноосная секция с силовым агрегатом и высокой кабиной, слева — двухосная моторная секция с низкой кабиной и отсеком для балласта

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:19
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
13. На виде сзади хорошо видна двухосная задняя секция с низкой кабиной водителя, совмещенной с моторным отсеком второго двигателя

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:19
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
В 1980-е годы по заданию Министерства обороны в минском СКБ-1, переименованном к тому времени в УГК-2, под руководством нового главного конструктора Владимира Ефимовича Чвялева были разработаны и построены опытные образцы специальных тяжелых короткобазных шасси МАЗ-7908 и МАЗ-7909 (8х8). Они имели оригинальную по тому времени компоновку с неравномерно сближенным расположением мостов, четырьмя передними управляемыми колесами и двумя стеклопластиковыми бортовыми кабинами. На них предполагалось монтировать пусковые ракетные установки новых компактных ракетных комплексов с обычными или ядерными боеголовками.

14. Тяжелое шасси МАЗ-7908 для ракетного вооружения (из архива СКБ-1 МАЗ)

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:19
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
МАЗ-7908 (1984–1987 гг.)

Зимой 1984 года это 35-тонное шасси вышло на первые заводские испытания. Его агрегатной базой послужило многоосное шасси МАЗ-7916, которое под руководством В. Е. Чвялева было создано несколько лет назад для ракетного комплекса «Пионер-3». На модели МАЗ-7908 с укороченной до 7,8 метров колесной базой также смонтировали двигатель V12 мощностью 710 л.с., гидромеханическую четырехступенчатую трансмиссию, гидропневматическую подвеску и широкопрофильные шины с регулировкой внутреннего давления. Моторный отсек помещался между двумя бортовыми кабинами — левой двухместной типа «тандем» и правой одноместной, вынесенными на удлиненный передний свес рамы.

15. Шасси МАЗ-7908 с двумя кабинами и многотопливным двигателем в 710 л.с. (из архива СКБ-1 МАЗ)


Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:20
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
За два года собрали пять экземпляров МАЗ-7908. Из них три машины поступили под монтаж передового советского ракетного комплекса «Скорость» средней дальности для РВСН и Сухопутных войск, способного поражать объекты в Западной Европе. В ЦКБ «Баррикады» на них смонтировали пусковые установки. Единственный запуск ракеты состоялся весной 1987 года на полигоне Капустин Яр, но оказался неудачным. Дорабатывать эту систему уже было поздно: в Америке подписали Договор о ликвидации РСМД, поставивший крест на дальнейших работах по комплексу «Скорость».

16. Макет компактного ракетного комплекса «Скорость» средней дальности

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:20
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Первое пробное шасси МАЗ-7908 осталось в Минске, а на последней пятой машине завод «Баррикады» смонтировал уникальную подъемную многосекционную телескопическую мачту для РВСН. В 1990 году совместными усилиями минского УГК-2, специалистов 21 НИИИ и МГТУ имени Н. Э. Баумана одно из сохранившихся шасси МАЗ-7908 было преобразовано в вариант МАЗ-79085 со всеми управляемыми колесами. Его оборудовали электрогидравлическим рулевым механизмом с индивидуальным управлением каждого колеса и электронной системой выбора углов их отклонения. Такая система позволяла устанавливать колеса двух передних и задних мостов на разные углы и в разные стороны, существенно сокращая радиус поворота, или устанавливать их в одном направлении, при котором автомобиль получил возможность двигаться боком. На том в советские времена история МАЗ-7908 завершилась.

17. Прототип МАЗ-79085 со всеми управляемыми колесами конструкции 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:21
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
МАЗ-7909 (1987–1990 гг.)

18. Короткобазное шасси МАЗ-7909 для ракетных систем (из архива СКБ-1 МАЗ)

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:21
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Опытное 28-тонное спецшасси МАЗ-7909 предполагалось использовать для несения принципиально нового сверхкомпактного межконтинентального ракетного комплекса «Курьер». Четыре построенные машины базировались на агрегатах автомобилей семейства «Оплот», но по общей концепции не отличались от модели МАЗ-7908. В отличие от нее МАЗ-7909 имел еще более короткую колесную базу (6,5 м) и был оснащен 420-сильным дизелем V8, механической девятиступенчатой коробкой передач, независимой торсионной подвеской и колесами от военных грузовиков МАЗ-543. Автомобиль проходил приемочные испытания в 21 НИИИ, был рекомендован для совершенствования конструкции и на вооружение не поступал.

19. Испытания шасси МАЗ-7909 с двумя кабинами и коротким нагрузочным блоком (из архива СКБ-1 МАЗ)

Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
opasnyeludi
28.06.2017 - 18:22
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Несмотря на давление мирового гегемона и стран НАТО, проект уникального высокомобильного грунтового ракетного комплекса «Курьер» с дальностью поражения 10–11 тысяч километров, не имевшего никаких аналогов, удалось спасти от уничтожения. В 1989–1990 годах в ЦКБ завода «Баррикады» на шасси МАЗ-7909 была построена пробная пусковая система, которая применялась во время испытаний макетных прототипов ракет. Более того, соблазнительно компактные размеры ракетной установки позволяли скрытно и оперативно доставлять ее любыми традиционными видами транспорта — в обычных товарных вагонах, самолетах, на речных баржах и даже в крытых полуприцепах междугородных автопоездов.

По результатам пробных испытаний были проведены доработки ракеты, которые привели к увеличению ее массы на две тонны, что стало причиной перевода работ по этому комплексу на новое более грузоподъемное пятиосное шасси МАЗ-7929, речь о котором впереди.

20. Эскиз мобильного компактного межконтинентального комплекса «Курьер» на шасси МАЗ-7909

всЁ!


Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Беларуси
 
[^]
firehors
28.06.2017 - 18:29
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 8.03.12
Сообщений: 399
Спасибо, отличная тема!
 
[^]
Костер
28.06.2017 - 18:31
24
Статус: Offline


Флегматик

Регистрация: 26.06.09
Сообщений: 5684
Надо было белорусам после войны и под легковые автомобили завод построить, глядишь толковое хоть до сих пор бы что то осталось

Это сообщение отредактировал Костер - 28.06.2017 - 18:32
 
[^]
NitroNoise
28.06.2017 - 18:34
4
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 23.09.15
Сообщений: 198
Цитата (firehors @ 28.06.2017 - 18:29)
Спасибо, отличная тема!

Поддерживаю!
Мощные аппараты!
Читал, что советские инженеры и проектировщики разрабатывая различные
опытные образцы вездеходной техники пришли к выводу, что трёхосные и
многоосные колёсные шасси в плане проходимости - самый лучший вариант.
 
[^]
занудастарый
28.06.2017 - 18:50
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.06.14
Сообщений: 5058
отличная тема, ТС! только с названием ты погорячился. что значит "непризнанные"? большинство из этих машин вполне себе нормально работали по назначению. просто выпускать их тысячами не было нужды или было дорого. а может и выпускали тысячами, только нам не говорили.)))) оборонка, что ж ты хочешь...
 
[^]
abdula70
28.06.2017 - 18:56
24
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 12.06.14
Сообщений: 695
Я. еще пацаном был малолетним, а отец мой начальником отряда сейсморазведки, в Гурьеве (не знаю как казахи сейчас этот город называют). Жили в степи в вагончиках. Шла колонна из УАЗика и трёх Шишиг. УАЗ забуксовал и встал, за ним встали на мосты и Шишиги. Рядом тянули водовод до Шевченко, трубы возили на УРАГАНАХ. Так тем парням вытянуть не проблема, только наши сильно домой хотели, типа цепляй УАЗик, а, от него и Шишигу. У УРАГАНА дури очень много. Порвали УАЗ... передний мост с капотом уехал. Мне малолетке было невдомёк, что железо бывает не такое крепкое.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 31370
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх