Два в одном: первые советские активные автопоезда

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:15
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
127
С появлением в СССР новых мощных ракетных систем основные автомобильные заводы и СКБ принялись лихорадочно разрабатывать специальные вездеходные машины повышенной грузоподъемности для их доставки по практически любой местности. Сначала выбор пал на обычные двухзвенные автопоезда, объединявшие в себе положительные качества сразу двух транспортных средств — автомобиля-тягача и прицепа. Но стоило придать им обоим полный привод, как они превращались в сочлененные автопоезда со всеми ведущими (активными) колесами и удвоенной полезной нагрузкой, способные доставлять по бездорожью крупногабаритное ракетное вооружение.

19 фото via

На фотографии — активный автопоезд с тягачом ГАЗ-66К и бортовым полуприцепом на испытаниях в Средней Азии (из архива Ивана Падерина).


Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:16
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Основоположником концепции активных автопоездов считал себя советский автоконструктор Борис Михайлович Фиттерман, который «придумал» их в начале 1950-х. В своих воспоминаниях он рассказывал, что наблюдал на фронте, как солдаты форсировали топкие участки грунтовых дорог, соединяя между собой два грузовика — буфер к буферу. Так родилась идея подсоединить к автомобилю прицеп или полуприцеп с механическим силовым приводом от тягача. Через несколько лет военные приняли ее на вооружение, засекретив все работы по активным автопоездам.

В иностранных армиях таких систем практически не было, и потому советские военные историки посчитали активные автопоезда важным приоритетом Советского Союза, хотя на самом деле появление столь громоздкой техники было вызвано элементарным отсутствием достаточно мощных армейских машин высокой проходимости и силовых агрегатов к ним.

02. Активный пятиосный автопоезд для транспортировки ракетных систем и боеголовок


Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:16
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Первые опытные конструкции

Один из первых экспериментальных активных автопоездов был построен на Горьковском автозаводе в 1950-е годы на базе седельного тягача ГАЗ-63Д с дополнительной коробкой отбора мощности. Эта деталь позволила использовать его для буксировки одноосного полуприцепа ГАЗ-745 с 30-местным цельнометаллическим кузовом, к колесам которого крутящий момент передавался механическим приводом с редукторами и карданными валами.

03. Седельный тягач ГАЗ-63Д с активным четырехтонным полуприцепом ГАЗ-745 (из архива НИИЦ АТ)

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:17
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
04. Активный автопоезд с тягачом ГАЗ-63Д и грузопассажирским полуприцепом (из архива НИИЦ АТ)

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:17
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Автопоезд прошел приемочные испытания, выявившие слабость конструкции и неприспособленность штатных агрегатов для несения высоких нагрузок, возникавших при работе на пересеченной местности или снежной целине.

В 1961 году в Горьком была предпринята вторая попытка создания активного автопоезда с опытным седельным тягачом ГАЗ-66К, унифицированным с моделью ГАЗ-66П и также оборудованным коробкой отбора мощности. От нее крутящий момент посредством многозвенного карданного привода передавался на ведущий мост одноосного полуприцепа, который на испытаниях оснащался тентованной грузовой платформой и двумя дополнительными топливными баками.

05. Опытный специальный тягач ГАЗ-66К с активным полуприцепом-шасси (из архива И. Падерина)


Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:17
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
06. Тягач ГАЗ-66К с одноосным полуприцепом с механическим приводом колес (из архива И. Падерина)

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:18
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
На том официальная миссия Горьковского автозавода в области активных систем была завершена, хотя еще в 1959-м обычный грузовик ГАЗ-63А послужил основой весьма оригинальной конструкции, на добрый десяток лет опередившей известный финский автомобиль-тягач Sisu АН-45, работавший с так называемой активной пушкой (правда, она имела гидростатический привод). Так в Научно-исследовательском институте по колесным и гусеничным тягачам под руководством инженер-полковника Г. И. Базыленко был спроектирован опытный активный «артиллерийский» автопоезд, построенный на военном заводе № 38 в подмосковных Бронницах.

07. Оригинальный автопоезд в составе грузовика ГАЗ-63А и активной пушки (из архива НИИЦ АТ)

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:18
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
08. Механический привод ведущих колес активной 85-мм пушки СД-44 (из архива НИИЦ АТ)

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:19
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Он служил для буксировки 85-мм дивизионной пушки Д-44, а точнее — ее доработанного самоходного варианта СД-44. На тягаче установили «раздатку» от ЗИС-151 и дополнительный выходной редуктор, от которого крутящий момент карданным валом передавался на приемный редуктор на пушечном лафете и далее — на ведущие полуоси колес орудия. Это позволило упразднить штатный 14-сильный двигатель и коробку передач от мотоцикла М-72, облегчив «автопушку» и обеспечив передачу на ее колеса повышенной мощности.

В том же 1959 году в 21 НИИИ под руководством Г. И. Базыленко был создан первый отечественный автопоезд с электроприводом ведущих колес прицепа, а на следующий год появилась не менее оригинальная конструкция с гидроприводом, также построенная на 38-м заводе. Этот автопоезд состоял из доработанного 104-сильного седельного тягача ЗИЛ-157В и переоборудованного трехтонного полуприцепа ММЗ-584 с ведущим мостом от грузовика ЗИС-150 и односкатными колесами с широкопрофильными шинами. Впервые в СССР он получил гидравлическую трансмиссию, имевшую индекс УРС-10.

09. Специальный тягач ЗИЛ-157В с гидроприводом колес полуприцепа ММЗ-584 (из архива НИИЦ АТ)


Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:19
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
На автомобиле размещался гидронасос, получавший крутящий момент от штатной раздаточной коробки через дополнительную «раздатку» от ГАЗ-63. От него гидравлическая жидкость под давлением подавалась по патрубкам на гидромотор полуприцепа, унифицированный с насосом. Далее крутящий момент через понижающий редуктор и карданный вал передавался на главную передачу его ведущего моста.

10.
Схема гидростатического привода от тягача ЗИЛ-157В на колеса полуприцепа: 1 — щиток приборов, 2 — масляный бачок, 3 — коробка отбора мощности, 4, 8, 10 — карданные валы, 5 — гидронасос, 6 — шланг высокого давления, 7 — гидромотор, 9 — понижающий редуктор, 11 — задний мост, 12 — ведущее колесо (из архива НИИЦ АТ)


Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:20
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
В начале 1960-х Московский автозавод собирал опытные армейские тягачи ЗИЛ-157КВ-1 с механическим приводом колес полуприцепов, а также трудился над внедрением в промышленное производство автопоезда ЗИЛ-137 с гидравлической системой привода прицепных систем.

11. Специальный седельный тягач ЗИЛ-157КВ-1 с отбором мощности на полуприцеп (фото M. Smisek)

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:20
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
12. Прототип активного автопоезда ЗИЛ-137 с гидростатическим приводом (из архива СКБ ЗИЛ)

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:21
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Работы Минского автозавода в этом направлении сначала ограничивались постройкой в начале 1960-х годов опытного образца автопоезда с доработанным 130-сильным седельным тягачом МАЗ-502В, работавшим с активным одноосным полуприцепом с механическим приводом обоих колес.

13. Седельный тягач МАЗ-502В с одноосным активным полуприцепом (из архива НИИЦ АТ)

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:21
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Полуприцеп был собран на базе 12-тонного полуприцепа МАЗ-5245Б и служил как для транспортировки военных грузов, так и доставки 52 человек личного состава. В последующие годы на базе своих многоосных тягачей завод собирал специальные тяжелые активные автопоезда, речь о которых впереди.

В то же время по заказу Минобороны СССР разработкой полноприводных автопоездов стал заниматься Уральский автозавод из Миасса. Их базовой основой стал полноприводный Урал-375 из первого поколения трехосных армейских грузовиков. В 1962-м на шасси пробного седельного тягача Урал-375С с бензиновым двигателем мощностью 180 л.с. был создан специальный вариант Урал-380 для работы с активным полуприцепом-шасси Урал-862 с механическим приводом всех колес, которые образовывали активный автопоезд Урал-380-862 с колесной формулой 10х10.

14. Экспериментальный тягач Урал-380 с открытым активным полуприцепом-шасси (из архива В. Дмитриева)

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:21
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
15. Испытания тягача Урал-380 с закрытым активным полуприцепом Урал-862 (из архива В. Дмитриева)

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:22
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
В 1960-е годы на Кременчугском автозаводе работы по оригинальным и перспективным активным автопоездам для Советской армии проводились в секретном СКБ-2, но оказались непрактичными, слишком сложными, дорогими и ненадежными.

16. Опытный тягач КрАЗ-Э259 с активным бортовым полуприцепом Э834 (из архива НИИЦ АТ)

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 12.03.2017 - 23:23

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:22
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Видимо, поэтому создание более простых активных систем на агрегатах серийных грузовиков КрАЗ-260 началось с большим опозданием — только в середине 1970-х. Тогда на шасси пробной версии седельного тягача КрАЗ-260В был построен первый опытный вариант КрАЗ-260ВМ для работы с активным двухосным полуприцепом. Впоследствии мелкие партии активных систем завод собирал на шасси новых версий тягачей 260-й серии.

Еще один построенный в 1961 году автопоезд, не относившийся к активным конструкциям, представлял собой весьма оригинальное параллельное направление создания специальных войсковых полуприцепов со всеми управляемыми колесами. Речь идет об армейском автопоезде КТ-214-40П, собранном по проекту 21 НИИИ на заводе №38 и предназначенном для доставки длинномерных армейских грузов и крупногабаритного оборудования, под которыми подразумевались новые баллистические ракетные системы. Он состоял из седельного тягача на шасси ЯАЗ-214 с дополнительным гидронасосом и специального двухосного полуприцепа 40П с несущей трубчатой рамой из алюминиевого сплава.

17. Опытный автопоезд КТ-214-40П с трубчатыми имитаторами длинномерных ракет (из архива НИИЦ АТ)

Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 12.03.2017 - 23:23

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:23
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
18. Полуприцеп со всеми управляемыми колесами с седельным тягачом на шасси ЯАЗ-214 (из архива НИИЦ АТ)

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
opasnyeludi
12.03.2017 - 23:24
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Его главной особенностью являлись четыре односкатных колеса на независимой торсионной подвеске с гидромеханической системой синхронного управления ими. Такая схема обеспечивала движение тягача и полуприцепа по одной колее и сокращение радиуса поворота 18-метрового автопоезда до вполне разумного значения — 13 метров.

19. На следующий год полуприцеп 40П планировалось использовать с перспективным трехосным тягачом И-21-15, также разработанным в 21 НИИИ. С началом выпуска работоспособных активных автопоездов эта конструкция была позабыта.

всЁ!

Два в одном: первые советские активные автопоезда
 
[^]
Rukozhop
12.03.2017 - 23:24
8
Статус: Offline


И так сойдет!

Регистрация: 23.12.13
Сообщений: 1093
ТС, всегда с нетерпением жду твоих тем. Всегда очень интересно, не попсово и темы отборные (для технаря), как эта agree.gif
 
[^]
ДжекСемеркин
12.03.2017 - 23:30
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.05.14
Сообщений: 1590
На сайте Звезды есть сериал 《Колёса страны советов》, там очень интересные видео испытаний таких грузовиков.
Жаль, что в таких темах не сходятся в диванной рукопашной фанаты шишиги и краза, маза и урала, чтоб вытащить пост на несколько дней на главную.
Т.н. спасибо за труд ТС!

Это сообщение отредактировал ДжекСемеркин - 13.03.2017 - 00:16
 
[^]
VaskaKarb
12.03.2017 - 23:31
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 10.03.17
Сообщений: 3
Познавательно, даже для меня, человека плотно связанного с техникой по роду деятельности. Спасибо.
Зеленю.
 
[^]
888Dmitry888
13.03.2017 - 00:39
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.03.15
Сообщений: 1736
Одно в голове не укладывается :силы что-ли разные тогда были?. Сто сил захара против 110 сил биркэта снегохода с турбированым трехцилиндровиком от Дж мни.с трудом могу заставить себя видеть как снегоход крутит всю эту еьалгу через карданы...
написал с YapMe
 
[^]
Stalin174
13.03.2017 - 02:20
20
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 19.06.11
Сообщений: 282
Цитата (888Dmitry888 @ 13.03.2017 - 00:39)
Одно в голове не укладывается :силы что-ли разные тогда были?.  Сто сил захара против 110 сил биркэта  снегохода с турбированым трехцилиндровиком от Дж мни.с  трудом могу заставить себя видеть как снегоход крутит всю эту еьалгу через карданы...
написал с YapMe

Поколение ЕГЭ faceoff.gif
Тут не лошади играют главную роль, а крутящий момент dont.gif deal.gif
ЗЫ: Твой снегохожный движок спотеет даже провернуть все эти узлы в воздухе!!!

Это сообщение отредактировал Stalin174 - 13.03.2017 - 02:24
 
[^]
МимоПроходил
13.03.2017 - 06:14
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.11.04
Сообщений: 8343
Цитата (Stalin174 @ 13.03.2017 - 02:20)

Поколение ЕГЭ faceoff.gif
Тут не лошади играют главную роль, а крутящий момент dont.gif deal.gif
ЗЫ: Твой снегохожный движок спотеет даже провернуть все эти узлы в воздухе!!!

он не "спотеет"

он тупо развалится, в момент его соединения с трансмиссией.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 20130
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх