Система, наконец, окончательно замолчала – это означало, что десантники уже стали невидны аргентинской береговой радиолокационной станции. Напряжение в кабине возросло – впереди по курсу уже стал различим аргентинский берег, темной массой вырисовывавшийся на фоне ночного неба.
Второй пилот вертолета обернулся и ткнул пальцем в свою карту, показывая то место, где, по расчетам летчиков, они сейчас находятся. Гиббо и Таф кивками подтвердили, что это сходится с их расчетами, и напряжение немного спало. По крайней мере, они не заблудились. «Си Кинг» прошел над прибоем, фосфоресцирующим в ночной темноте, пронесся над пляжем и направился в глубь территории, все еще следуя на максимально низкой высоте – на самом пределе возможностей пилотов и вертолета.
Вертолетчики раньше уже вылетали на задания со спецназовцами из SAS – как на учебные, так и на боевые. Но вот приборы ночного видения были для них новым оборудованием. Их выдали перед самой отправкой британского экспедиционного соединения, поэтому у летчиков практически не было времени опробовать их в действии – они смогли налетать с ними всего лишь пару часов.
Гиббо высунулся в боковую дверь «Си Кинга», осуществляя контроль за навигационными ориентирами, делая пометки об их прохождении. Он был уверен, что пилоты ведут их в правильном направлении.
Пилот тем временем выбрал относительно ровный участок поверхности для высадки и пошел на снижение.
«Напряжение вновь возросло и стало почти невыносимым, – писал позднее в своей книге «Призрачные войска: секретная история SAS» ветеран Специальной авиационной службы Кен Коннор. – «Точка невозврата» – это всегда самый худший момент времени в любой операции, последние моменты, перед тем как ты окажешься вне вертолета и будешь готов, едва коснувшись земли, бежать вперед».
Как только колеса вертолета коснулись земли, Гиббо и Таф выпрыгнули наружу, но командир группы, назовем его Энди, все еще сверялся с картой. Вдруг он что-то прокричал остальным и кивнул головой.
Гиббо крикнул в ответ, что все в порядке, и попытался «вытащить» своего «босса» из вертолета, но тот сопротивлялся, вновь тыча в свою карту. Спецназовец залез назад, чтобы постараться разрешить это неловкое недоразумение, возникшее в самый критический момент операции. Остальные бойцы группы стали в нетерпении и изумлении переглядываться, ожидая окончательного решения. Подождав несколько мгновений, Таф тоже забрался обратно в вертолет и услышал, как Энди приказал пилоту: «Двигайся дальше на запад, мы находимся не в том месте, где должны».
ОШИБКА
Вертолет вновь взмыл в воздух и на сверхмалой высоте полетел дальше на запад. Второй пилот продолжал смотреть на Энди, будучи удивлен тем, что им приказали лететь дальше, прочь от того места, которое он считал верным, но командир группы спецназа имел здесь решающее слово. Так что все были вынуждены подчиниться.
Несколько минут спустя Энди указал вниз, мгновение спустя «Си Кинг» вновь коснулся земли, и спецназовцы выскочили наружу. В течение следующих нескольких секунд вертолет скрылся в западном направлении, вскоре его экипаж посадил машину и покинул ее на пляже в Аква-Фреска (Aqua Fresca), в 10 милях к югу от чилийской военно-воздушной базы в Пунта-Аренас (Punta Arenas), крупном городе на полуострове Брансуик, на западном побережье Магелланова пролива.
Сразу же после высадки спецназовцы попытались уточнить свое место нахождения, но в пределах видимости не было никаких характерных ориентиров – только лишь бесконечная равнина, уходящая в бесконечную темную даль. Единственными звуками были только быстро ослабевающий шум двигателей «Си Кинга» и вой ветра, дующего с запада.
Гиббо и Таф начали перепалку с Энди, спрашивая, почему они полетели прочь от того места, которое все остальные считали верной позицией. Но Энди продолжал настаивать на том, что он был прав. Однако спор пришлось отложить – наиглавнейшим сейчас стало осуществление задания. Каждый из спецназовцев принялся тут же за дело, пытаясь определить, где же они находятся относительно нужного им аэродрома.
В конце концов командир решил разделить спецназовцев на группы по двое, и они весь остаток ночи потратили на то, чтобы найти хоть какие-нибудь ориентиры на местности для того, чтобы все же определить свое место нахождения. С первыми лучами солнца спецназовцы перегруппировались. Никто из них так ничего и не нашел, они так и не сориентировались на местности. Дело, как говорится, запахло керосином.
Тогда командир группы включил аппаратуру спутниковой связи и доложил о возникшей проблеме в штаб SAS в Херефорде (Hereford; город в Великобритании, примерно в 80 км к юго-западу от Бирмингема). Но единственный совет, который он получил с расстояния в 9000 миль, – это все же найти каким-то образом какие-нибудь ориентиры, а затем – все же выполнить порученное им задание.
КОНЕЦ ОПЕРАЦИИ
Следующие пару суток спецназовцы только и делали, что днем отсиживались в укрытии, а ночью продолжали предпринимать попытки определить свое местоположение. В конце концов, им это удалось. Оказалось, что они находятся более чем в 50 милях к западу от назначенного им объекта.
Определившись со своей позицией, группа стала вычислять дистанцию до цели и время, необходимое для ее преодоления. В расчет также принимались остававшиеся на тот момент запасы пищи и то, смогут ли они после длительного марш-броска все же выполнить свое боевое задание. Получалось, что оставшихся у спецназовцев запасов воды и продовольствия не хватит для того, чтобы добраться до вражеского аэродрома, выполнить поставленную задачу – уничтожить самолеты «Супер Этандар» с ПКР «Экзосет» – и затем благополучно добраться до пункта сбора для эвакуации.
Результаты расчетов передали в Херефорд, после чего группа получила приказ прекратить операцию, выдвинуться к границе для встречи со спецгруппой эвакуации, которая получила указание вернуть бойцов SAS домой, в Великобританию.
Спустя 72 часа бойцы высадились в Херефорде, но офицеры и специалисты группы планирования встретили вернувшихся с весьма хмурыми лицами. Еще бы, ведь они потратили несколько недель на то, чтобы тщательно, до мельчайших деталей разработать операцию. Значение этого задания было очень высоким, поэтому необходимо было найти причину полного ее провала. Так что командование SAS сразу же приступило к служебному расследованию.
Экипаж вертолета был твердо убежден – так же как и большая часть группы, – что они первоначально сели в нужном месте, но тот единственный человек, который имел право на принятие окончательного решения, все же принял его и дал новую команду – как оказалось, совершенно неверную.
«Дипломатическое» заключение проводившей расследование группы гласило: в момент стресса и наивысшего напряжения Энди допустил небольшую навигационную ошибку. А уже эта небольшая ошибка, в свою очередь, привела к катастрофическим последствиям для экспедиционных сил, направленных в Южную Атлантику. Операция, которая должна была стать очередной потрясающей и героической главой в истории SAS, была закрыта и положена на полку с весьма неподобающей поспешностью.
Так завершилась первая операция британской SAS в ходе Фолклендской войны – завершилась неудачно. Впоследствии они смогли реабилитироваться, но это уже совершенно другая история.
тут Это сообщение отредактировал homoludens - 12.09.2010 - 19:44